Размер::
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Rus Eng

Инновационный образовательный проект

Цифровая научно-образовательная среда непрерывного профессионального развития медицинского работника

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

1. Наименование инновационного образовательного проекта организации-соискателя.

Цифровая научно-образовательная среда непрерывного профессионального развития медицинского работника (далее – ЦНОС).

Выписка из протокола № 10 заседания Ученого Совета Кемеровского государственного медицинского университета

2. Направление инновационной деятельности, определенное заказчиком
в соответствии с нормативным правовым актом Минобрнауки России и мероприятиями государственных программ, направленными на модернизацию и инновационное развитие системы образования с учетом национальных целей развития Российской Федерации, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года». Тематика инновационного образовательного проекта, определенная организацией-соискателем.

Инновационная образовательная деятельность

3. Цель (цели) инновационного образовательного проекта.

- Развитие цифровой научно-образовательной smart среды;

- Цифровая трансформация и повышение эффективности использования ресурсов (финансовых, технологических, человеческих);

- Участие и создание сетевых образовательных партнерств;

- Активное вовлечение студентов, преподавателей и выпускников в процессы обмена знаниями, опытом и лучшими практиками.

4. Задача (и) инновационного образовательного проекта.

1. Разработка первичной цифровой образовательной инфраструктуры:

1.1. Разработка цифрового портфолио участника ЦНОС для накопления данных о пройденных им курсах, приобретённых компетенциях, участии в проектной и сетевой деятельности;

1.2. Разработка индивидуальных траекторий профессионального развития.

2. Формирование цифровой научно-образовательной среды:

2.1. Цифровизация образовательных программ КемГМУ Минздрава России;

2.2. Внедрение новых методов обучения с использованием различных цифровых сервисов (visible learning, blended learning, MOOC, SPOC и д.р.).

3. Создание на базе ЦНОС профессионального сообщества по обмену знаниями, опытом и лучшими практиками для непрерывного профессионального развития:

3.1. Апробация механизма взаимодействия участников ЦНОС студентами и преподавателями КемГМУ;

3.2. Вовлечение выпускников в число участников ЦНОС.

5. Основная идея (идеи) инновационного образовательного проекта.

Основная идея инновационного образовательного проекта заключается в разработке цифровой научно-образовательной среды непрерывного профессионального развития медицинского работника для организации взаимодействия студентов, профессорско-преподавательского состава и клинических специалистов по обмену знаниями, опытом и лучшими практиками, что создает условия непрерывного профессионального развития.

Данная среда позволит использовать самые современные технологии в образовательном процессе, дополнив его неформальным повышением квалификации медицинского работника в процессе сетевого взаимодействия с коллегами, в том числе путем организации виртуальных конференций, обсуждения лучших практик, обмена успешным опытом. Кроме того, становится возможным реализовать индивидуальную траекторию профессионального развития, путем вовлечения участника ЦНОС в сетевую активность на основе цифрового следа с использованием элементов искусственного интеллекта (создание smart среды для развития).

Научно-образовательная цифровая среда будет включать следующие сервисы:

· сервис по фиксации и управлению сетевой активностью участников ЦНОС,

· сервис по сбору и хранению данных,

· сервис цифрового портфолио участника ЦНОС,

· доступ к цифровому контенту,

· сервис онлайн-курсов по программам высшего образования и дополнительных профессиональных программ,

· сервис сетевых партнерств.

Цифровая научно-образовательная среда ориентирована на обучающихся (прежде всего по программам ординатуры и аспирантуры), ППС и клинических специалистов. Работа в новой smart среде позволит обеспечить «бесшовный» переход в профессиональную научную или клиническую деятельность посредством вовлечения обучающихся в сетевую активность ЦНОС.

6. Период реализации инновационного образовательного проекта.

01.01.2022 – 31.12.2026 гг.

7. Обоснование актуальности выполнения инновационного образовательного проекта:

Выбор данного направления работы обусловлен необходимостью формирования новой инновационной экосистемы, способствующей реализации национальных проектов и федеральных программ.

В рамках национального проекта «Образование» научно-образовательная цифровая среда позволит увеличить гибкость образовательных программ и дополнить непрерывное обучение повышением профессиональной квалификации за счёт сетевого взаимодействия, сформировать индивидуальные траектории непрерывного профессионального развития.

В рамках национального проекта «Наука» цифровая научно-образовательная среда позволит усовершенствовать механизмы обучения в аспирантуре по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров, обеспечит доступ к цифровому контенту, проектным интенсивам для развития уникальных исследовательских компетенций и откроет возможность участия в сетевых научных партнерствах, в том числе международных.

В рамках национального проекта «Здравоохранение» разработка и внедрение научно-образовательной среды позволит увеличить число специалистов, вовлеченных в систему непрерывного медицинского образования посредством использования дистанционных образовательных программ и интерактивных модулей, а также дополнит непрерывное медицинское образование повышением профессиональной квалификации за счёт сетевого взаимодействия.

Инновационные цифровые технологии позволяют использовать новые инструменты для развития smart образования и изменения ландшафта образовательного процесса. Цифровизация обеспечит возможность для обмена накопленным опытом и знаниями, быструю адаптацию онлайн-обучения в виде развития смешанных форм обучения (blended learning) и в активном развитии онлайн-курсов MOOC (massive on-line open course) и SPOC (small private online course).

8. Область практического использования и применения результата(ов) инновационного образовательного проекта организации-соискателя с указанием целевой аудитории.

Цифровая научно-образовательная среда непрерывного профессионального развития медицинского работника будет использована в образовательном процессе для подготовки обучающихся по программам специалитета, ординатуры, аспирантуры, а также дополнительным профессиональным программам и программам непрерывного медицинского образования на базе КемГМУ. Цифровая научно-образовательная среда будет также использована для проведения виртуальных конференций, обсуждения лучших практик, обмена успешным опытом среди обучающихся, ППС и среди врачей лечебно-профилактических учреждений вне зависимости от региона их проживания.

Сквозная интеграция ЦНОС с образовательными платформами позволит организовать ряд приоритетных сетевых партнерств с ведущими научными и образовательными учреждениями не только на территории Российской Федерации, но и за рубежом. Подобная интеграция с мировым научно-образовательным сообществом, позволит реализовать непрерывное наращивание функциональных компетенций и обеспечит полное соответствие компетентностного профиля участника ЦНОС рабочему месту и возможность дальнейшего профессионального развития.

9.1 Нормативное правовое обеспечение при реализации инновационного образовательного проекта с учетом необходимости разработки локальных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность ИОП

№ п/п

Наименование нормативного правового акта

Краткое обоснование применения нормативного правового акта в рамках реализации инновационного образовательного проекта организации- соискателя

1

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 06.08.2021 № 721 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования-программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре»

Учет требований, обязательных при реализации образовательной деятельности по образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре с целью обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации и преемственности основных образовательных программ.

2

Приказ Минобрнауки России от 12.01.2017 г. № 13 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре» (ред. от 17.12.2018)

Учет требований, обязательных при реализации образовательной деятельности по образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре с целью обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации и преемственности основных образовательных программ.

3

Приказ Минздрава России от 08.10.2015 N 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки» (ред. от 15.06.2017)

Учет квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам при подготовки и реализации образовательных программ по направлению «Здравоохранение и медицинские науки».

4

Приказ Минобрнауки России от 03.09.2014 N 1200 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.06.01 Клиническая медицина (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» (ред. от 30.04.2015)

Учет требований, обязательных при реализации образовательной деятельности по образовательным программам подготовки по направлению 31.06.01 Клиническая медицина с целью обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации и преемственности основных образовательных программ.

5

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

Учет порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ

6

Письмо Минобрнауки России от 21.04.2015 № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме»)

Учет порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ

7

ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения

Разработка цифрой научно-образовательной платформы и сервисов с учетом требования государственных стандартов.

8

ГОСТ Р 52657-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов

Разработка цифрой научно-образовательной платформы и сервисов с учетом требования государственных стандартов.

9

ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения

Разработка цифрой научно-образовательной платформы и сервисов с учетом требования государственных стандартов.

10

ГОСТ Р 53625-2009 (ИСО/МЭК 19796-1:2005) Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход

Разработка цифрой научно-образовательной платформы и сервисов с учетом требования государственных стандартов.

11

ГОСТ Р 55751-2013 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики

Разработка цифрой научно-образовательной платформы и сервисов с учетом требования государственных стандартов.

9.2 Организации-соисполнители инновационного образовательного проекта (организации-партнеры при реализации инновационного образовательного проекта)

№ п/п

Наименование организации- соисполнителя инновационного образовательного проекта (организации-партнера при реализации инновационного образовательного проекта)

Основные функции организации- соисполнителя инновационного образовательного проекта (организации-партнера при реализации инновационного образовательного проекта)

1

Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний

ИНН 4205012290

Организация сетевого обучения и разработка совместных образовательных программ, вовлечение сотрудников в ЦНОС

2

Университет Иннополис

ИНН 1655258235

Повышение квалификации ППС

3

АНО Научно-образовательный центр «Кузбасс» (НОЦ «Кузбасс») ИНН 4205385253

Информационная поддержка и развитие сетевых образовательных партнерств

4

Министерство здравоохранения Кузбасса

ИНН 4207022150

Информационная поддержка и развитие сетевого профессионального сообщества

II.2 ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ-СОИСКАТЕЛЕМ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

10. Программа мероприятий в рамках реализации инновационного образовательного проекта организацией-соискателем с учетом указания ожидаемых результатов по разработке уникального продукта/технологии, проектирования и предоставления образовательных услуг на основе разработанного продукта/технологии

№ п/п

Мероприятие программы

Описание требований, предъявляемых к работам по реализации мероприятий (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики (при необходимости), спецификации и др.)

Основные результаты реализации мероприятий программы

Ожидаемые результаты инновационной деятельности

2022

1

Разработка первичной цифровой образовательной инфраструктуры

· сервис цифрового портфолио участника ЦНОС;

· Доступ к цифровому контенту

Обеспечена административная и техническая поддержка процессов, связанных с электронным обучением; обеспечено формирование цифрового следа участника ЦНОС

Разработано ПО «Система управлением обучения» и «Электронная система персонификации участника с фиксацией цифрового следа»

2

Развитие цифровой грамотности

· Проведение мероприятий по развитию цифровой грамотности преподавателей и обучающихся

Повышена цифровая грамотность преподавателей, и обучающихся

Проведено «наращивание» компетенций по работе в smart среде

2023

1.

Формирование цифровой научно-образовательной среды

· Сервис онлайн-курсов по программам высшего образования и дополнительных профессиональных программ

Проведена цифровизация образовательных программ; разработаны онлайн курсы

Внедрено ПО «Система управления образовательным контентом»;

ПО «Система проектирования методик и технологий организации учебных занятий с применением технологий электронного обучения»

2.

Развитие цифровой грамотности

· Проведение мероприятий по развитию цифровой грамотности преподавателей и обучающихся

Повышена цифровая грамотность преподавателей, и обучающихся

Проведено «наращивание» компетенций по работе в smart среде

3.

Создание на базе ЦНОС профессионального сообщества по обмену знаниями, опытом и лучшими практиками для непрерывного профессионального развития

· Сервис по фиксации и управлению сетевой активностью участников ЦНОС

Проведена апробация механизма взаимодействия участников ЦНОС студентами и преподавателями КемГМУ

Разработано ПО «Система фиксации цифрового следа и управлению сетевой активностью участников ЦНОС»

2024

1.

Создание на базе ЦНОС профессионального сообщества по обмену знаниями, опытом и лучшими практиками для непрерывного профессионального развития

· Вовлечение в ЦНОС клинических специалистов (прежде всего выпускников вуза)

Медицинская общественность получила свободный доступ к ЦНОС

Разработано ПО «Виртуальная конференция»

2.

Развитие цифровой грамотности

· Проведение мероприятий по развитию цифровой грамотности преподавателей и обучающихся

Повышена цифровая грамотность преподавателей, и обучающихся

Проведено «наращивание» компетенций по работе в smart среде

2025

1

Создание на базе ЦНОС профессионального сообщества по обмену знаниями, опытом и лучшими практиками для непрерывного профессионального развития

· Вовлечение в ЦНОС клинических специалистов, организаций других регионов (прежде всего выпускников вуза)

Продолжено выполнение сквозной интеграции научно-образовательной среды с образовательными и медицинскими организациями

Разработано ПО «Обсуждение лучших практик, обмена успешным опытом»

2

Развитие цифровой грамотности

· Проведение мероприятий по развитию цифровой грамотности преподавателей и обучающихся

Повышена цифровая грамотность преподавателей, и обучающихся

Проведено «наращивание» компетенций по работе в smart среде

2026

1

Создание на базе ЦНОС профессионального сообщества по обмену знаниями, опытом и лучшими практиками для непрерывного профессионального развития

· Вовлечение в ЦНОС клинических специалистов других стран (прежде всего выпускников вуза)

Продолжено выполнение сквозной интеграции научно-образовательной среды с образовательными и медицинскими организациями

2

Развитие цифровой грамотности

· Проведение мероприятий по развитию цифровой грамотности преподавателей и обучающихся

Повышена цифровая грамотность преподавателей, и обучающихся

Проведено «наращивание» компетенций по работе в smart среде

11. Календарный план реализации мероприятий в рамках инновационного образовательного проекта организацией-соискателем

Год

Мероприятия

Срок(период)выполнения

2022

Разработка первичной цифровой образовательной инфраструктуры:

2021-2022

2023

Развитие цифровой грамотности

2022-2026

2023

Формирование цифровой научно-образовательной среды

2023-2024

2023

Создание на базе ЦНОС профессионального сообщества по обмену знаниями, опытом и лучшими практиками для непрерывного профессионального развития

2023-2026

13. Способы апробации и распространения результатов инновационного образовательного проекта.

Цифровая научно-образовательная среда непрерывного профессионального развития медицинского работника будет апробирована при организации образовательного процесса для подготовки обучающихся по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на базе КемГМУ.

Результаты инновационного образовательного проекта будут представлены на национальных и зарубежных мероприятиях по обмену лучшими образовательными практиками, а также посредством создания и участия сетевых партнерств с ведущими научными и образовательными учреждениями.

14. Механизмы внутренней оценки эффективности (мониторинг качества реализации) инновационного образовательного проекта.

Будет разработана совокупность методов и инструментов для оценки эффективности реализации инновационного образовательного проекта, которые будут включать:

· Наличие интегрированной информационной системы, автоматизирующей процессы управления, учета и контентного наполнения образовательной деятельности;

· Расчет количества разработанных онлайн-курсов;

· Расчет доли дисциплин основных образовательных программ, использующих онлайн-курсы;

· Расчет доли преподавателей, использующих онлайн-курсы при обучении студентов по программам высшего образования и дополнительного профессионального образования.

15. Возможные риски при реализации инновационного образовательного проекта и предложения по способам их преодоления.

Реализация инновационного образовательного проекта сопряжена со следующими группами рисков (в скобках указаны ключевые риски):

1. Технические риски (недоступность технологий, высокая сложность интерфейсов) могут быть преодолены посредством приобретения лицензии на необходимое ПО, либо аутсорсингом программирования профильным компаниям-разработчикам;

2. Внешние риски (изменение ландшафта образования, наличие конкурентов) могут быть минимизированы посредством своевременного внедрения лучших образовательных практики и создания сетевых партнерств;

3. Организационные риски (отказ от участия организаций-партнёров, финансирование, трудовые ресурсы, информационные ресурсы) могут быть преодолены посредством поиска и образования новых партнёрств, а также привлечения внебюджетного финансирования для восполнения ресурсного обеспечения.

16. Практическая значимость инновационных решений в рамках реализации инновационного образовательного проекта.

Практическая значимость реализации инновационного образовательного процесса заключается в:

· повышении качества образования и гибкости образовательных программ;

· организации учебной деятельности с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

· применении инновационных методик и технологий обучения;

· популяризации успешных и востребованных образовательных и клинических практик;

· обеспечении бесшовного перехода в трудовую деятельность;

· повышении экспорта электронных образовательных услуг;

· организация эффективного нетворкинга студентов, ППС, клинических специалистов;

· создании сетевых партнёрств;

· повышении цифровой грамотности преподавателей и обучающихся;

· формировании положительного имиджа организации на региональном, федеральном и международном уровнях.

17. Ожидаемые внешние эффекты от реализации инновационного образовательного проекта.

Внешние эффекты от реализации инновационного образовательного проекта включают повышение качества образовательного процесса, увеличение количества сетевых партнерств, сквозную интеграцию научно-образовательной среды с образовательными и медицинскими организациями, увеличение числа обучающихся, прошедших обучение по программам аспирантуры с использованием онлайн-курсов партнеров, включение организаций-партнёров в образовательный процесс для трансляции передовой клинической практики и научных знаний, повышение скорости возврата полученных знаний в образование.

18. Перспективы развития проекта после завершения срока реализации.

- разработанная цифровая научно-образовательная среда непрерывного профессионального развития медицинского работника станет основой для дальнейшей автоматизации и применении элементов искусственного интеллекта при формировании индивидуальной траектории профессионального развития;

- цифровая научно-образовательная среда позволит использовать самые современные технологии в образовательном процессе, дополнив его неформальным повышением квалификации медицинского работника в процессе сетевого взаимодействия с коллегами, и может быть использована в работе других образовательных и медицинских организаций с целью повышения качества образовательного процесса и медицинских услуг и активного внедрения сетевых форм обучения и обмена опытом;

- в результате реализации проекта цифровая научно-образовательная среда позволит повысить доступность к информационным и образовательным ресурсам организаций-партнёров, привлечь зарубежные образовательные и клинические организации, создать дополнительные возможности для экспорта образовательных и медицинских услуг.


Приказ Минобрнауки России № 21н от 22.03.2019 г. «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры
в системе образования»