1. Наименование инновационного образовательного проекта организации-соискателя.
2. Направление инновационной деятельности, определенное заказчиком
в соответствии с нормативным правовым актом Минобрнауки России и мероприятиями государственных программ, направленными на модернизацию и инновационное развитие системы образования с учетом национальных целей развития Российской Федерации, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года». Тематика инновационного образовательного проекта, определенная организацией-соискателем.
Инновационная образовательная деятельность
3. Цель (цели) инновационного образовательного проекта.
- Развитие цифровой научно-образовательной smart среды;
- Цифровая трансформация и повышение эффективности использования ресурсов (финансовых, технологических, человеческих);
- Участие и создание сетевых образовательных партнерств;
- Активное вовлечение студентов, преподавателей и выпускников в процессы обмена знаниями, опытом и лучшими практиками.
4. Задача (и) инновационного образовательного проекта.
1. Разработка первичной цифровой образовательной инфраструктуры:
1.1. Разработка цифрового портфолио участника ЦНОС для накопления данных о пройденных им курсах, приобретённых компетенциях, участии в проектной и сетевой деятельности;
1.2. Разработка индивидуальных траекторий профессионального развития.
2. Формирование цифровой научно-образовательной среды:
2.1. Цифровизация образовательных программ КемГМУ Минздрава России;
2.2. Внедрение новых методов обучения с использованием различных цифровых сервисов (visible learning, blended learning, MOOC, SPOC и д.р.).
3. Создание на базе ЦНОС профессионального сообщества по обмену знаниями, опытом и лучшими практиками для непрерывного профессионального развития:
3.1. Апробация механизма взаимодействия участников ЦНОС студентами и преподавателями КемГМУ;
3.2. Вовлечение выпускников в число участников ЦНОС.
5. Основная идея (идеи) инновационного образовательного проекта.
Основная идея инновационного образовательного проекта заключается в разработке цифровой научно-образовательной среды непрерывного профессионального развития медицинского работника для организации взаимодействия студентов, профессорско-преподавательского состава и клинических специалистов по обмену знаниями, опытом и лучшими практиками, что создает условия непрерывного профессионального развития.
Данная среда позволит использовать самые современные технологии в образовательном процессе, дополнив его неформальным повышением квалификации медицинского работника в процессе сетевого взаимодействия с коллегами, в том числе путем организации виртуальных конференций, обсуждения лучших практик, обмена успешным опытом. Кроме того, становится возможным реализовать индивидуальную траекторию профессионального развития, путем вовлечения участника ЦНОС в сетевую активность на основе цифрового следа с использованием элементов искусственного интеллекта (создание smart среды для развития).
Научно-образовательная цифровая среда будет включать следующие сервисы:
· сервис по фиксации и управлению сетевой активностью участников ЦНОС,
· сервис по сбору и хранению данных,
· сервис цифрового портфолио участника ЦНОС,
· доступ к цифровому контенту,
· сервис онлайн-курсов по программам высшего образования и дополнительных профессиональных программ,
· сервис сетевых партнерств.
Цифровая научно-образовательная среда ориентирована на обучающихся (прежде всего по программам ординатуры и аспирантуры), ППС и клинических специалистов. Работа в новой smart среде позволит обеспечить «бесшовный» переход в профессиональную научную или клиническую деятельность посредством вовлечения обучающихся в сетевую активность ЦНОС.
6. Период реализации инновационного образовательного проекта.
01.01.2022 – 31.12.2026 гг.
7. Обоснование актуальности выполнения инновационного образовательного проекта:
Выбор данного направления работы обусловлен необходимостью формирования новой инновационной экосистемы, способствующей реализации национальных проектов и федеральных программ.
В рамках национального проекта «Образование» научно-образовательная цифровая среда позволит увеличить гибкость образовательных программ и дополнить непрерывное обучение повышением профессиональной квалификации за счёт сетевого взаимодействия, сформировать индивидуальные траектории непрерывного профессионального развития.
В рамках национального проекта «Наука» цифровая научно-образовательная среда позволит усовершенствовать механизмы обучения в аспирантуре по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров, обеспечит доступ к цифровому контенту, проектным интенсивам для развития уникальных исследовательских компетенций и откроет возможность участия в сетевых научных партнерствах, в том числе международных.
В рамках национального проекта «Здравоохранение» разработка и внедрение научно-образовательной среды позволит увеличить число специалистов, вовлеченных в систему непрерывного медицинского образования посредством использования дистанционных образовательных программ и интерактивных модулей, а также дополнит непрерывное медицинское образование повышением профессиональной квалификации за счёт сетевого взаимодействия.
Инновационные цифровые технологии позволяют использовать новые инструменты для развития smart образования и изменения ландшафта образовательного процесса. Цифровизация обеспечит возможность для обмена накопленным опытом и знаниями, быструю адаптацию онлайн-обучения в виде развития смешанных форм обучения (blended learning) и в активном развитии онлайн-курсов MOOC (massive on-line open course) и SPOC (small private online course).
8. Область практического использования и применения результата(ов) инновационного образовательного проекта организации-соискателя с указанием целевой аудитории.
Цифровая научно-образовательная среда непрерывного профессионального развития медицинского работника будет использована в образовательном процессе для подготовки обучающихся по программам специалитета, ординатуры, аспирантуры, а также дополнительным профессиональным программам и программам непрерывного медицинского образования на базе КемГМУ. Цифровая научно-образовательная среда будет также использована для проведения виртуальных конференций, обсуждения лучших практик, обмена успешным опытом среди обучающихся, ППС и среди врачей лечебно-профилактических учреждений вне зависимости от региона их проживания.
Сквозная интеграция ЦНОС с образовательными платформами позволит организовать ряд приоритетных сетевых партнерств с ведущими научными и образовательными учреждениями не только на территории Российской Федерации, но и за рубежом. Подобная интеграция с мировым научно-образовательным сообществом, позволит реализовать непрерывное наращивание функциональных компетенций и обеспечит полное соответствие компетентностного профиля участника ЦНОС рабочему месту и возможность дальнейшего профессионального развития.
9.1 Нормативное правовое обеспечение при реализации инновационного образовательного проекта с учетом необходимости разработки локальных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность ИОП
№ п/п |
Наименование нормативного правового акта |
Краткое обоснование применения нормативного правового акта в рамках реализации инновационного образовательного проекта организации- соискателя |
1 |
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 06.08.2021 № 721 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования-программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре» |
Учет требований, обязательных при реализации образовательной деятельности по образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре с целью обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации и преемственности основных образовательных программ. |
2 |
Приказ Минобрнауки России от 12.01.2017 г. № 13 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре» (ред. от 17.12.2018) |
Учет требований, обязательных при реализации образовательной деятельности по образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре с целью обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации и преемственности основных образовательных программ. |
3 |
Приказ Минздрава России от 08.10.2015 N 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки» (ред. от 15.06.2017) |
Учет квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам при подготовки и реализации образовательных программ по направлению «Здравоохранение и медицинские науки». |
4 |
Приказ Минобрнауки России от 03.09.2014 N 1200 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.06.01 Клиническая медицина (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» (ред. от 30.04.2015) |
Учет требований, обязательных при реализации образовательной деятельности по образовательным программам подготовки по направлению 31.06.01 Клиническая медицина с целью обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации и преемственности основных образовательных программ. |
5 |
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» |
Учет порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ |
6 |
Письмо Минобрнауки России от 21.04.2015 № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме») |
Учет порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ |
7 |
ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения |
Разработка цифрой научно-образовательной платформы и сервисов с учетом требования государственных стандартов. |
8 |
ГОСТ Р 52657-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов |
Разработка цифрой научно-образовательной платформы и сервисов с учетом требования государственных стандартов. |
9 |
ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения |
Разработка цифрой научно-образовательной платформы и сервисов с учетом требования государственных стандартов. |
10 |
ГОСТ Р 53625-2009 (ИСО/МЭК 19796-1:2005) Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход |
Разработка цифрой научно-образовательной платформы и сервисов с учетом требования государственных стандартов. |
11 |
ГОСТ Р 55751-2013 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики |
Разработка цифрой научно-образовательной платформы и сервисов с учетом требования государственных стандартов. |
9.2 Организации-соисполнители инновационного образовательного проекта (организации-партнеры при реализации инновационного образовательного проекта)
№ п/п |
Наименование организации- соисполнителя инновационного образовательного проекта (организации-партнера при реализации инновационного образовательного проекта) |
Основные функции организации- соисполнителя инновационного образовательного проекта (организации-партнера при реализации инновационного образовательного проекта) |
1 |
Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний ИНН 4205012290 |
Организация сетевого обучения и разработка совместных образовательных программ, вовлечение сотрудников в ЦНОС |
2 |
Университет Иннополис ИНН 1655258235 |
Повышение квалификации ППС |
3 |
АНО Научно-образовательный центр «Кузбасс» (НОЦ «Кузбасс») ИНН 4205385253 |
Информационная поддержка и развитие сетевых образовательных партнерств |
4 |
Министерство здравоохранения Кузбасса ИНН 4207022150 |
Информационная поддержка и развитие сетевого профессионального сообщества |
10. Программа мероприятий в рамках реализации инновационного образовательного проекта организацией-соискателем с учетом указания ожидаемых результатов по разработке уникального продукта/технологии, проектирования и предоставления образовательных услуг на основе разработанного продукта/технологии
№ п/п |
Мероприятие программы |
Описание требований, предъявляемых к работам по реализации мероприятий (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики (при необходимости), спецификации и др.) |
Основные результаты реализации мероприятий программы |
Ожидаемые результаты инновационной деятельности |
2022 |
||||
1 |
Разработка первичной цифровой образовательной инфраструктуры |
· сервис цифрового портфолио участника ЦНОС; · Доступ к цифровому контенту
|
Обеспечена административная и техническая поддержка процессов, связанных с электронным обучением; обеспечено формирование цифрового следа участника ЦНОС |
Разработано ПО «Система управлением обучения» и «Электронная система персонификации участника с фиксацией цифрового следа» |
2 |
Развитие цифровой грамотности |
· Проведение мероприятий по развитию цифровой грамотности преподавателей и обучающихся |
Повышена цифровая грамотность преподавателей, и обучающихся |
Проведено «наращивание» компетенций по работе в smart среде |
2023 |
||||
1. |
Формирование цифровой научно-образовательной среды |
· Сервис онлайн-курсов по программам высшего образования и дополнительных профессиональных программ |
Проведена цифровизация образовательных программ; разработаны онлайн курсы |
Внедрено ПО «Система управления образовательным контентом»; ПО «Система проектирования методик и технологий организации учебных занятий с применением технологий электронного обучения» |
2. |
Развитие цифровой грамотности |
· Проведение мероприятий по развитию цифровой грамотности преподавателей и обучающихся |
Повышена цифровая грамотность преподавателей, и обучающихся |
Проведено «наращивание» компетенций по работе в smart среде |
3. |
Создание на базе ЦНОС профессионального сообщества по обмену знаниями, опытом и лучшими практиками для непрерывного профессионального развития |
· Сервис по фиксации и управлению сетевой активностью участников ЦНОС |
Проведена апробация механизма взаимодействия участников ЦНОС студентами и преподавателями КемГМУ |
Разработано ПО «Система фиксации цифрового следа и управлению сетевой активностью участников ЦНОС» |
2024 |
||||
1. |
Создание на базе ЦНОС профессионального сообщества по обмену знаниями, опытом и лучшими практиками для непрерывного профессионального развития |
· Вовлечение в ЦНОС клинических специалистов (прежде всего выпускников вуза) |
Медицинская общественность получила свободный доступ к ЦНОС |
Разработано ПО «Виртуальная конференция» |
2. |
Развитие цифровой грамотности |
· Проведение мероприятий по развитию цифровой грамотности преподавателей и обучающихся |
Повышена цифровая грамотность преподавателей, и обучающихся |
Проведено «наращивание» компетенций по работе в smart среде |
2025 |
||||
1 |
Создание на базе ЦНОС профессионального сообщества по обмену знаниями, опытом и лучшими практиками для непрерывного профессионального развития |
· Вовлечение в ЦНОС клинических специалистов, организаций других регионов (прежде всего выпускников вуза) |
Продолжено выполнение сквозной интеграции научно-образовательной среды с образовательными и медицинскими организациями |
Разработано ПО «Обсуждение лучших практик, обмена успешным опытом» |
2 |
Развитие цифровой грамотности |
· Проведение мероприятий по развитию цифровой грамотности преподавателей и обучающихся |
Повышена цифровая грамотность преподавателей, и обучающихся |
Проведено «наращивание» компетенций по работе в smart среде |
2026 |
||||
1 |
Создание на базе ЦНОС профессионального сообщества по обмену знаниями, опытом и лучшими практиками для непрерывного профессионального развития |
· Вовлечение в ЦНОС клинических специалистов других стран (прежде всего выпускников вуза) |
Продолжено выполнение сквозной интеграции научно-образовательной среды с образовательными и медицинскими организациями |
|
2 |
Развитие цифровой грамотности |
· Проведение мероприятий по развитию цифровой грамотности преподавателей и обучающихся |
Повышена цифровая грамотность преподавателей, и обучающихся |
Проведено «наращивание» компетенций по работе в smart среде |
11. Календарный план реализации мероприятий в рамках инновационного образовательного проекта организацией-соискателем
Год |
Мероприятия |
Срок(период)выполнения |
2022 |
Разработка первичной цифровой образовательной инфраструктуры: |
2021-2022 |
2023 |
Развитие цифровой грамотности |
2022-2026 |
2023 |
Формирование цифровой научно-образовательной среды |
2023-2024 |
2023 |
Создание на базе ЦНОС профессионального сообщества по обмену знаниями, опытом и лучшими практиками для непрерывного профессионального развития |
2023-2026 |
13. Способы апробации и распространения результатов инновационного образовательного проекта.
Цифровая научно-образовательная среда непрерывного профессионального развития медицинского работника будет апробирована при организации образовательного процесса для подготовки обучающихся по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на базе КемГМУ.
Результаты инновационного образовательного проекта будут представлены на национальных и зарубежных мероприятиях по обмену лучшими образовательными практиками, а также посредством создания и участия сетевых партнерств с ведущими научными и образовательными учреждениями.
14. Механизмы внутренней оценки эффективности (мониторинг качества реализации) инновационного образовательного проекта.
Будет разработана совокупность методов и инструментов для оценки эффективности реализации инновационного образовательного проекта, которые будут включать:
· Наличие интегрированной информационной системы, автоматизирующей процессы управления, учета и контентного наполнения образовательной деятельности;
· Расчет количества разработанных онлайн-курсов;
· Расчет доли дисциплин основных образовательных программ, использующих онлайн-курсы;
· Расчет доли преподавателей, использующих онлайн-курсы при обучении студентов по программам высшего образования и дополнительного профессионального образования.
15. Возможные риски при реализации инновационного образовательного проекта и предложения по способам их преодоления.
Реализация инновационного образовательного проекта сопряжена со следующими группами рисков (в скобках указаны ключевые риски):
1. Технические риски (недоступность технологий, высокая сложность интерфейсов) могут быть преодолены посредством приобретения лицензии на необходимое ПО, либо аутсорсингом программирования профильным компаниям-разработчикам;
2. Внешние риски (изменение ландшафта образования, наличие конкурентов) могут быть минимизированы посредством своевременного внедрения лучших образовательных практики и создания сетевых партнерств;
3. Организационные риски (отказ от участия организаций-партнёров, финансирование, трудовые ресурсы, информационные ресурсы) могут быть преодолены посредством поиска и образования новых партнёрств, а также привлечения внебюджетного финансирования для восполнения ресурсного обеспечения.
16. Практическая значимость инновационных решений в рамках реализации инновационного образовательного проекта.
Практическая значимость реализации инновационного образовательного процесса заключается в:
· повышении качества образования и гибкости образовательных программ;
· организации учебной деятельности с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
· применении инновационных методик и технологий обучения;
· популяризации успешных и востребованных образовательных и клинических практик;
· обеспечении бесшовного перехода в трудовую деятельность;
· повышении экспорта электронных образовательных услуг;
· организация эффективного нетворкинга студентов, ППС, клинических специалистов;
· создании сетевых партнёрств;
· повышении цифровой грамотности преподавателей и обучающихся;
· формировании положительного имиджа организации на региональном, федеральном и международном уровнях.
17. Ожидаемые внешние эффекты от реализации инновационного образовательного проекта.
Внешние эффекты от реализации инновационного образовательного проекта включают повышение качества образовательного процесса, увеличение количества сетевых партнерств, сквозную интеграцию научно-образовательной среды с образовательными и медицинскими организациями, увеличение числа обучающихся, прошедших обучение по программам аспирантуры с использованием онлайн-курсов партнеров, включение организаций-партнёров в образовательный процесс для трансляции передовой клинической практики и научных знаний, повышение скорости возврата полученных знаний в образование.
18. Перспективы развития проекта после завершения срока реализации.
- разработанная цифровая научно-образовательная среда непрерывного профессионального развития медицинского работника станет основой для дальнейшей автоматизации и применении элементов искусственного интеллекта при формировании индивидуальной траектории профессионального развития;
- цифровая научно-образовательная среда позволит использовать самые современные технологии в образовательном процессе, дополнив его неформальным повышением квалификации медицинского работника в процессе сетевого взаимодействия с коллегами, и может быть использована в работе других образовательных и медицинских организаций с целью повышения качества образовательного процесса и медицинских услуг и активного внедрения сетевых форм обучения и обмена опытом;
- в результате реализации проекта цифровая научно-образовательная среда позволит повысить доступность к информационным и образовательным ресурсам организаций-партнёров, привлечь зарубежные образовательные и клинические организации, создать дополнительные возможности для экспорта образовательных и медицинских услуг.
|