Размер::
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Rus Eng

В КемГМУ участники международной конференции обсудили проблемы поликультурного высшего образования

«Поликультурное образование в современном вузе: вызов и перспектива» – под таким названием 25 и 26 марта в КемГМУ в онлайн-режиме проходила международная научно-практическая конференция. По предварительно предоставленным материалам авторов была подготовлена программа, включающая доклады участников конференции.

Программа размещена на сайте КемГМУ в разделе Наука (научные мероприятия), там же можно ознакомиться с презентациями докладов и сборником материалов Международной научно-практической конференции.

Ведущим международной конференции на пленарном заседании, посвященному подведению итогов, была Любовь Васильевна Начева, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой биологии с основами генетики и паразитологии. Она поздравила всех участников с открытием нового формата научной конференции, выразила слова благодарности за активность и хорошую работу докладчиков, отметила их большой творческий потенциал.

С приветственным словом от администрации КемГМУ на пленарном заседании конференции выступил Дмитрий Юрьевич Кувшинов, секретарь ученого совета КемГМУ, доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой физиологии человека. Он сделал акцент на том, что проведение научной конференции и сама тематика являются базовой составляющей содержания и специфики поликультурного образования в медицинском университете. С помощью подобных научных конференций обеспечиваются  условия для формирования позитивного, толерантного отношения к представителям разных этнокультур будущего врача. Следует расширять аудиторию участников конференции с привлечением к ней молодых ученых и студентов.

На конференции работало пять секции, председатели которых подвели итоги и выступили на пленарном заседании:

Секция 1. Поликультурная среда вуза как условие формирования позитивного, толерантного отношения к представителям других этнокультур.

Председатель секции Селедцов Александр Михайлович, доктор медицинских наук, профессор отметил, что было заслушано 7 докладов, из них два доклада были из Казахстана и один из Минска (республика Беларусь), остальные докладчики из России – преподаватели КемГМУ. Доклады сделаны на высоком уровне, вызвали интересную дискуссию. В заключение А.М. Селедцов сказал: «В этот сложный период пандемии, хотелось бы всем пожелать психического здоровья!»

Секция 2. Содержание и специфика поликультурного образования в медицинском университете.

Сопредседатель секции Медведева Елена Валерьевна, преподаватель-переводчик отметила, что в секции были заслушаны интересные доклады из городов: Томска, Саранска, Владимира и Кемерово, всего 7 докладов, среди них вызвали особое обсуждение следующие темы: профессиональная этика педагога, этническая толерантность личности, роль воспитательной работы в процессе адаптации иностранных студентов в России и другие. Е.В. Медведева предложила продолжать проведение научных конференций по поликультурному образованию, так как сегодня это запрос не только университетов, но и государства, в реализации получения образования и формирования личности в поликультурной среде.

Секция 3. Язык и межкультурная коммуникация в контексте профессиональной подготовки будущих специалистов.

Председатель секции Гукина Людмила Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков, сделала акцент на том, что в этой секции было заслушано 12 докладов: из них три из Донецка (ДНР), один доклад из Узбекистана и из разных городов России (Томск, Ялта, Кемерово). Познавательные доклады были на следующие темы: «Игровые и мобильные технологии в обучении русскому языку как иностранному»; «Семантизация русских фразеологизмов иностранными студентами; лингвокультурная адаптация иностранных студентов в российском вузе: «научный плеоназм» или реальность?». Представлены также доклады, касающиеся традиционно значимых тем: «Развитие культуры чтения будущих специалистов в поликультурной    образовательной среде вуза». Л.В. Гукина отметила практико-ориентированный подход материала, который представили авторы докладов, что позволило участникам конференции обсудить актуальные проблемы и задачи языковой подготовки и межкультурной коммуникации в вузах, осуществляющих обучение иностранных студентов.

Секция 4. Психологические и биологические аспекты адаптации в современной поликультурной среде.

Председатель секции Любовь Васильевна Начева, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой биологии с основами генетики и паразитологии, провела сравнение работы вверенной ей секции, с другими и оказалось, что наибольший интерес вызвали как раз темы, которые соответствовали названию самой секции. Присоединилась к обсуждению сопредседатель секции студентка первого курса педиатрического факультета Дарья Трофимова. Она поприветствовала участников конференции и отметила, что несмотря на сложную пандемическую ситуацию, организаторы отмечают высокую активность участников. Всего в секции было 14 докладов, из которых 6 зарубежных (один из Болгарии, два из Республики Беларусь, три из ДНР, г. Донецк) и восемь докладов из России (Рязань, Белгород, Кемерово). Наиболее обсуждаемые доклады: проблемы психологической адаптации в мультикультурной образовательной среде; особенности социокультурной и психологической адаптации студентов в полиэтнической среде медицинского вуза; отношение студентов-первокурсников к здоровому образу жизни в процессе адаптации к вузу в поликультурной среде. В целом все доклады были интересными, было задано достаточно много вопросов, что указывает на востребованность тематики самой конференции.

Подводя итоги заседания секции профессор Л.В. Начева пожелала всем крепкого здоровья и посоветовала обязательно привиться вакциной против СOVID-19.

Cекция 5. Профилактика безопасности, экстремизма и терроризма во время обучения в вузе.

Председатель секции Шиллер Вадим Викторович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории КемГМУ обратил внимание на то, что зарубежных докладчиков было трое (два из Донецка, и один из Костоная), при этом наиболее близким к тематике секции был доклад из Казахстана: «Истоки позитивных толерантных отношений казахской молодёжи». В.В.Шиллер рассказал о динамике экстремистских настроений и проявлений в российских регионах по данным регионального мониторинга экстремизма (2015-2020 гг.), подчеркнул, на что следует обращать особое внимание, и как эта проблема стоит в поликультурной образовательной среде.

Всего заслушано 11 докладов. Из России были докладчики из Новосибирска, Томска и Кемерова. В целом все доклады были интересными и содержательными.

«Надеюсь, что мы все продолжим обсуждение этой тематики, будем искать пути решения проблем, – отметил В.В. Шиллер.

К выступлениям присоединилась О.В. Кулькова, сотрудник кафедры социологии  и политологии ГОУВПО «Донецкий национальный технический университет», ДНР, г. Донецк. Она поблагодарила за возможность участия, пожелания её были простые: «мы все ждём, когда кончится война, и мы все снова будем работать, как и до этого в большой мультикультурной среде. Что снова будет возможность для анализа проблем поликультурного образования и общения в рамках университетского пространства».

Ведущая конференции профессор Л.В. Начева сказала: «Все жители Кузбасса болеют за Донбасс, своих братьев мы не бросим в беде и готовы помогать столько, сколько будет нужно (quantum tibi opus est, лат.). Мы все надеемся, что скоро всё закончится!» Она поблагодарила дончан за мужество и верность, пожелала всем крепкого здоровья.  

Выступила Лариса Рашитовна Зилиева, магистр кафедры русского языка НИ «Томский государственный университет», Россия, г. Томск. Она с удовольствием приняла участие в конференции, в её пленарном заседании. Л.В. Залиева не сомневается, что пандемическая ситуация в стране и в целом мире пройдет и наступит период, который позволит перевести такие актуальные конференции в очный формат.

По окончании дискуссии председатель конференции д.б.н., профессор Начева Любовь Васильевна поблагодарила всех участников за содержательную работу и пригласила к дальнейшему сотрудничеству и участию в научных конференциях на платформе Кемеровского государственного медицинского университета.