Размер::
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Rus Eng

КемГМУ занял I место в конкурсе постерных докладов, посвященных лучшим педагогическим практикам

11-12 ноября состоялось VI ежегодное Всероссийское совещание кафедр организации здравоохранения и общественного здоровья «Здравоохранение: лучшие управленческие кадры и образовательные технологии», организованное по поручению Минздрава России Федеральным научно-практическим центром подготовки и непрерывного профессионального развития управленческих кадров здравоохранения на базе кафедры общественного здоровья и здравоохранения Московского государственного медико-стоматологического университета имени А.И. Евдокимова.

В рамках совещания, в честь 100-летия МГМСУ им. А.И. Евдокимова Федеральным центром проведен конкурс постерных докладов «Лучшая педагогическая практика: применение интерактивных образовательных технологий на кафедре организации здравоохранения и общественного здоровья», в котором приняли участие пять кафедр организации здравоохранения и общественного здоровья вузов, подведомственных Минздраву России и Минобрнауки России. Оценка каждой работы проводилась участниками Совещания (всего проголосовали 196 человек) по 10-балльной шкале анонимно в онлайн-формате.

По результатам голосования I место с результатом 9,4 баллов из 10 занял проект «Подготовка врачей, обладающих бережливым мышлением», подготовленный коллективом авторов кафедры общественного здоровья, организации и экономики здравоохранения им. проф. А.Д. Ткачева КемГМУ https://fnpc.koziz.ru/event/2

Татьяна Александровна Штернис, канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья, организации и экономики здравоохранения им. проф. А.Д. Ткачева КемГМУ: «Внедрение lean-технологий в практическое здравоохранение требует подготовки врачей, обладающих бережливым мышлением. От молодых специалистов сегодня ждут не только знаний и навыков владения инструментами и методами lean production, но и инновационных представлений. Перспективной формой освоения компетенций бережливой личности представляется методика обучения, основанная на погружении в изучаемый процесс и использование симуляционного подхода к формированию и развитию универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих врачей».

В КемГМУ применяются различные формы интерактивного обучения: кейс, lean-игра, lean-лаборатория. В lean-лаборатории «Диспансеризация» участники в приближенном к реальному процессу диспансеризации населения получают практику применения инструментов бережливого производства по сокращению ресурсных потерь в медицинской организации.

Задача lean-лаборатории, применительно к процессу диспансеризации, предусматривает прохождение медицинского осмотра за установленное время. В процессе обучения в lean-лаборатории отрабатывается принцип вытягивания, система 5с, освоение метода коллективного решения задач «мозговой штурм» для анализа и обсуждения проблем, картирование потока создания ценности.

Целевые показатели: полное обследование 11 пациентов за 15 минут. В предлагаемых сценарием условиях, за время 1-го раунда достижение целевых показателей невозможно.

После первого раунда участники обсуждают проблему отсутствия достижения результатов и причины; предлагают мероприятия с целью достижения заданных показателей. Тренер проводит мини-лекцию об инструментах бережливого производства. После получения знаний, участниками разрабатываются меры по улучшению процесса диспансеризации, способствующие сокращению потерь. Обучающиеся строят карты потока создания ценности, выявляют потери и самостоятельно предлагают решения по сокращению потерь времени, проводят оптимизацию процесса. В рамках сценария lean-лаборатория «Диспансеризация» предусмотрено наличие копилки готовых улучшений. Участники должны самостоятельно прийти к решению, о том, что именно им необходимо сделать для сокращения потерь и оптимизации процесса. Предлагаемое улучшение они должны сформулировать и запросить у тренера все необходимое для решения проблемы.

После второго раунда эффективность повышается – количество пациентов, завершивших осмотр, увеличивается, уменьшаются очереди перед кабинетами, сокращается время осмотра в каждом кабинете за счет снижения потерь. При разборе результата раунда участники отмечают изменения по всем направлениям, анализируют полученные результаты и их причины. Однако и после 2-го раунда не удается достичь целевых показателей (11 пациентов за 15 минут). Снова проводится анализ проблем методом мозгового штурма и продолжаются усовершенствования. Участники снова обращаются к тренеру и просят атрибуты улучшений. В процессе обучения участники могут предложить решения по улучшениям, которые не предусмотрены копилкой улучшений. Это расценивается как инновация или «know how» и в последующем сценарий lean-лаборатории «Диспансеризация» дополняется. Отмечается креативность студента.

При подготовке к третьему раунду участники продолжают оптимизацию процессов, организацию рабочих мест по системе 5с. Третий раунд – завершающий. Участники должны обеспечить достижение заданных результатов. Разбор итогов третьего раунда позволяет понять потенциал и направления дальнейшего совершенствования процесса, сделать выводы и определить наиболее эффективные инструменты, обеспечивающие максимальный эффект.

Итоги подводятся по каждой группе. В процессе прохождения раундов результаты фиксируется на флипчарте. Свидетельством успешного прохождения обучения в lean-лаборатории «Диспансеризация» являются приобретенные практические навыки по использованию инструментов бережливого производства.

Выводы: в результате обучения в lean-лаборатории «Диспансеризация» студенты получают знания основ философии бережливого производства, могут самостоятельно выявлять проблемы и находить способы их решения, строить карты процесса создания ценности, выявлять потери и классифицировать их, использовать систему 5с с целью оптимальной организации рабочего пространства. Полученные знания наиболее активные студенты применяют в научно-практической деятельности.

Напомним, 25 мая 2021 года состоялся конкурс среди медицинских вузов Сибирского федерального округа «Молодой организатор здравоохранения» имени профессора В.К. Сологуба, где были представлены работы «Оптимизация оказания амбулаторной фтизиатрической помощи с применением технологий бережливого производства» и «Проблемно ориентированный подход как инструмент повышения качества и доступности амбулаторной фтизиатрической помощи». Результаты командной работы студентов отмечены дипломами II степени.