Размер::
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Rus Eng

Елена Борисовна Брусина: «Быть первыми всегда трудно, но увлекательно»

Елена Борисовна Брусина – доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой эпидемиологии, инфекционных болезней и дерматовенерологии Кемеровского государственного медицинского университета.

В 1983−1986 гг. работала госпитальным эпидемиологом Кемеровской областной клинической больницы. В 1987−1995 гг. – ассистент, в 1996−1999 гг. – профессор кафедры эпидемиологии Кемеровского государственного медицинского института (академии), с 2002 г. и по настоящее время – заведующая этой кафедрой.

С 2015 г. Елена Борисовна является главным эпидемиологом Министерства здравоохранения Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу и Почётным членом Всероссийского научно-практического общества эпидемиологов, микробиологов и паразитологов.

− Елена Борисовна, как Вы пришли в профессию?

– В профессии я с 1983 года, с момента окончания Кемеровского медицинского института. С самого детства я точно знала, что хочу стать врачом. Это было собственное осознанное решение, основанное на том, что я видела вокруг себя и каких людей встречала в силу разных обстоятельств. Еще в школьные годы я ходила на дежурства к знакомым докторам, было интересно увидеть эту жизнь изнутри, она мне очень нравилась. Детскую мечту укрепляли фильмы, наполненные романтикой и благородством профессии врача. Поэтому я осознанно шла в медицину и никогда не хотела изменить свое желание.

Мои родители не были врачами: папа получил образование по специальности «Гражданское строительство и архитектура», мама занималась бухгалтерским учетом. Я не из медицинской семьи, но для меня никогда не стоял вопрос, какую профессию получить. Я всегда знала, что после окончания школы пойду в медицинский институт.

− Где вы получили медицинское образование, почему выбор пал на эпидемиологию?

– Я обучалась на санитарно-гигиеническом факультете Кемеровского медицинского института. На последнем курсе передо мной стоял выбор специальности. Он был непростым, поскольку к этому моменту я серьезно увлеклась хирургией, а факультет не позволял заниматься лечебной деятельностью. Выбор профессии определило предложение заведующего кафедрой эпидемиологии, долгое время нашего декана, профессора Мирона Львовича Лившица заняться эпидемиологией внутрибольничных инфекций. В 80-е годы этих инфекций в больницах было очень много. Мирон Львович занимался их исследованием. Под его руководством на кафедре эпидемиологии к этому времени была защищена диссертация «Функциональная модель госпитального эпидемиолога», и впервые в стране в штаты крупных больниц была введена должность такого специалиста. Мирон Львович сказал мне, что это направление очень близко и к хирургии, и к эпидемиологии, и оно наверняка подойдет мне больше всего. Так после окончания медицинского института я пришла работать в Кемеровскую областную клиническую больницу в качестве госпитального эпидемиолога. Все было для меня новым, каждый день приносил новые знания, встречи с замечательными людьми. По существу, я была первым госпитальным эпидемиологом в стране, не было никаких нормативов, стандартов, никакого примера того, чем должен заниматься этот специалист, что входит в его функциональные обязанности. Работать было интересно, потому что это было абсолютно новое направление в эпидемиологии, и оно впервые было реализовано в нашем регионе. Быть первыми трудно, но чрезвычайно увлекательно.

– Расскажите о своих учителях и обучении…

– Большую роль в моем профессиональном становлении как эпидемиолога сыграл профессор Мирон Львович Лившиц. Профессионал, прекрасный оратор, он был широко известен в стране. Своим примером он показывал, как важно в науке нестандартно мыслить, логично выстраивать цепь доказательств научной идеи, уметь отстаивать свои взгляды. Обсуждение с ним какого-либо научного вопроса приводило к новому взгляду на возможное решение проблемы. Многому на кафедре эпидемиологии меня научила профессор Ольга Михайловна Дроздова: тонкостям эпидемиологического анализа, аргументации научных положений. Моя работа была тесно связана с хирургической клиникой, где многому я училась у академика РАН Леонида Семеновича Барбараша, впоследствии консультанта моей докторской диссертации. Мои профессиональные навыки, взгляды формировались в ежедневной работе с хирургами, реаниматологами, акушерами. Все эти яркие, самоотверженные люди, большие специалисты оказали влияние на мою жизнь в профессии, в науке. В коллективе врачей Кемеровской областной клинической больницы я получала необходимые знания, которые позволяли изучать новое направление.

Человек учится всю жизнь, и если он сегодня не узнал что-то новое, то сделал шаг назад. Иногда на различных конференциях можно было прослушать доклад и понять, что ты так основательно не знаешь какой-либо вопрос, а общение с профессионалом давало совершенно потрясающие новые открытия в своей специальности, помогало раскрыть глубину какого-либо вопроса. У нас очень дружное эпидемиологическое сообщество. Вместе с ними мы создали национальную ассоциацию специалистов по контролю за инфекциями (НП НАСКИ). Это большие ученые, которые сегодня руководят научно-исследовательскими институтами, кафедрами и составляют основу эпидемиологической науки и образования в России. Вместе мы работали над созданием доктрины профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, теоретическими и практическими аспектами эпидемиологии. Все это чрезвычайно важно для совершенствования в профессии.

Мы учимся не только у тех людей, кто глубоко профессионально разбирается в каком-либо вопросе. Мы учимся и у совсем юных, тех, кто только пришел в медицину, – учимся свежему взгляду на очевидные вещи, способности ломать стереотипы, верить в возможность преодоления любых проблем. Я рада, что медицинский университет есть в моей жизни.

Любого человека формируют не только профессиональные знания. Я люблю лингвистику, всю жизнь занимаюсь изучением языков. Они расширяют представление о мире, снимают языковые барьеры в общении, позволяют читать литературу на языке автора и получать свое собственное представление о смысле произведения. Человек прежде всего должен отлично знать свой родной язык, грамотно на нем писать и излагать мысли. Тем, кто сегодня поступает в медицинский университет, начинает свой путь в науке, хочется напомнить о важности изучения языков.

– А что для вас означает наука и почему решили ей заняться? Расскажите про свой вклад в науку, что вы исследовали, о чем ваша докторская диссертация?

– Так как начало моего профессионального пути было связано с абсолютно новым направлением, с эпидемиологией внутрибольничных инфекций, то соответственно, и кандидатская, и докторская диссертации были посвящены результатам наблюдения за этими инфекциями. Наука была в моей жизни со времен учебы в институте и с первого дня моей работы. Потому что для того, чтобы понимать, что ты делаешь, когда ничего не известно, нет никаких документов, на которые ты можешь опираться, нужен постоянный анализ. Для выявления закономерностей эпидемиология требует навыков биостатистики, глубоких знаний микробиологии, инфекционных болезней, особенностей медицинских технологий. То есть нужны широкие знания, которые важно приобрести и совершенствовать. Вся моя научная деятельность строилась на анализе собственного практического опыта, тех новых данных, которые позволили получить молекулярно-генетические исследования. По мере того как развивались наши методы, совершенствовались и представления о том, что это за инфекции, как они распространяются и что нужно делать для того, чтобы их предотвратить.

Руководителем по кандидатской и консультантом по докторской диссертации у меня был Мирон Львович Лившиц, а вторым консультантом по докторской диссертации – Леонид Семенович Барбараш, поскольку значительная часть этой диссертации была выполнена в кардиохирургическом стационаре.

– Чему посвящены научные исследования сотрудников кафедры эпидемиологии, инфекционных болезней и дерматовенерологии?

– Кафедра эпидемиологии всегда была лидером в российском эпидемиологическом образовании и науке. На кафедре, впервые в истории эпидемиологической науки в России, был разработан метод моделирования эпидемического процесса. В основе его лежало использование штамма кишечной палочки М17, из которого изготавливается препарат колибактерин. Известно было, что этот штамм обладает особой биохимической активностью, по которой его можно отличить от кишечных палочек, находящихся у человека. По обнаружению штамма М 17 на предметах обихода, продуктах можно было проследить развитие эпидемического процесса, использовать этот штамм как индикатор для изучения распространения возбудителей кишечных инфекций. Последовала серия интересных исследований, подобных которым не было ни в нашей стране, ни за рубежом. Они получили всеобщее признание, а сегодня вошли как классические в учебник эпидемиологии.

Ольгой Михайловной Дроздовой и другими сотрудниками впервые был разработан метод дезинфекции внешней среды бактериофагами. Это уникальная разработка, защищенная патентами, благодаря внедрению которой в практику удалось многократно снизить заболеваемость дизентерией, госпитальным сальмонеллезом, синегнойной инфекцией.

Мы были первыми, кто стал изучать эпидемиологию внутрибольничных инфекций, это направление развиваем и сегодня. Здесь, в Кузбассе, мы внесли свой вклад и в становление клинической фармакологии, потому что применение антибиотиков непосредственно влияет на свойства возбудителей внутрибольничных инфекций. Мы внедряли все существующие на тот момент методы определения чувствительности, фармакокинетики антимикробных препаратов, мониторинга применения антибиотиков. Слежение за резистентностью бактерий и сейчас остается предметом наших научных исследований.

На разных этапах в исследованиях сотрудников кафедры находило отражение то, что было актуальным: эпидемиология острых кишечных инфекций, ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов, туберкулеза, других социально-значимых инфекций. Часть исследований была посвящена клещевым инфекциям. Очень часто это были исследования на стыке наук. Мы были участниками международных проектов по доказательной медицине, внутрибольничным инфекциям. В рамках российского научного консорциума по изучению рака выполнена целая серия исследований по эпидемиологии злокачественных новообразований, ее итоги нашли отражение в защищенных диссертациях, публикации монографии на английском языке, которая вышла в издательстве «Springer». Мы гордимся, что рецензия и рекомендации к этой монографии были написаны Нобелевским лауреатом Харальдом цур Хаузеном.

В настоящее время мы выполняем исследования аэрогенного механизма передачи возбудителей.

Сегодня создан научно-образовательный центр «Инфекции и человек». Мы объединились с кафедрой инфекционных болезней, кафедрой дерматовенерологии и представляем собой единое образовательное пространство, ведем активный поиск, чтобы совместить наши усилия с целью эффективной профилактики инфекционных заболеваний.

– Вы получили грант РФФИ на исследование аэрогенного механизма передачи возбудителей. Расскажите об этом.

– Мы начали эту работу задолго до пандемии новой коронавирусной инфекции, а сейчас к ее результатам привлечено особое внимание. Грант позволил нам применить самые современные методы. Исследование выполняется нашим аспирантом Евгенией Андреевной Чезгановой совместно с коллегами из НИИ углехимии. Его задача − выяснить структуру и роль пылевых наночастиц, в том числе угольных, в переносе, сохранении и накоплении мультирезистентных микроорганизмов в медицинских организациях. Мы получили большое количество совершенно новых научных данных и считаем, что они будут способствовать профилактике этих инфекций, новому пониманию, как и где могут сохраняться эпидемические варианты возбудителей наиболее тяжелых инфекций, в том числе и SARS-CoV-2.

– С 2015 г. вы являетесь главным эпидемиологом Министерства здравоохранения Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу и Почётным членом Всероссийского научно-практического общества эпидемиологов, микробиологов и паразитологов. Расскажите о своей работе в этой должности.

– Звание Почётного члена Всероссийского научно-практического общества эпидемиологов, микробиологов и паразитологов было присвоено мне за разработки в области эпидемиологии внутрибольничных инфекций. Когда коллеги ценят профессиональные заслуги, твой вклад в науку – это самое большое признание. Что касается практической работы, то я всегда ей занималась, однажды она вылилась в обязанности главного внештатного специалиста-эпидемиолога Министерства здравоохранения РФ по Сибирскому федеральному округу. Это та работа, которая выполняется по заданию Минздрава, по мере того как в этом возникает необходимость в регионе. Это могут быть ситуации, которые связаны с эпидемическим неблагополучием. Это разная работа, в которой есть организационная, образовательная, консультативная, методическая составляющие, которые необходимы для координации профилактической и противоэпидемической работы в регионе. Особенно она была необходима в период COVID-19.

– Можете ли дать универсальный совет, что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровье?

– С профессиональной точки зрения должна сказать, что самое эффективное средство профилактики инфекционных болезней – это вакцинация. Иммунопрофилактика признана мировым сообществом самым эффективным медицинским вмешательством из изобретенных человеком и значится первой в списке 10 величайших достижений здравоохранения XX века. Поэтому вакцинация – это тот способ, который поможет сохранить жизнь детям, взрослым, особенно сегодня, в период пандемии.

С общей точки зрения, самое главное – это позитивное отношение к жизни и тому, что тебя окружает. Надо каждый день задавать себе вопрос «Что я сегодня сделал полезного и хорошего для тех людей, которые меня окружают?» Такое мировосприятие помогает находить силы в разные периоды нашей жизни, сопротивляться разным негативным обстоятельствам, в том числе и болезням.

– Как много студентов связывают свою профессиональную жизнь с эпидемиологией после обучения на вашей кафедре?

– Как минимум треть студентов медико-профилактического факультета приходит в эпидемиологию. Все те, кого мы увлекли, кто приходит к нам в научный кружок, участвует в олимпиадах по эпидемиологии, конкурсах по инфекционным болезням, сегодня работают в профессии. Есть те, кто выбрал другую специальность, а позже пришел в эпидемиологию, потому что это определяется большим количествам внешних обстоятельств. Эпидемиология полна ярких примеров самопожертвования людей в борьбе с инфекциями, личного мужества, эффективного поиска путей профилактики инфекций, Если мы вернемся в ситуацию до 1800 года, то основными причинами смертности были натуральная оспа, чума и корь. Благодаря тому, что одни люди искали и находили такой путь профилактики, как вакцинация, другие – способы ограничения распространения чумы, сегодня ликвидирована натуральная оспа на планете и под строгим контролем находится чума. История этих открытий – это история трагедий и побед в поиске этих путей профилактики. И разве может быть что-то благороднее, чем борьба с невидимым врагом, который угрожает жизни человечества?

С нашими выпускниками мы поддерживаем связь на циклах усовершенствования, личных консультациях, они возвращаются к нам, чтобы обучаться в аспирантуре, внести свой вклад в науку.

– Почему студентам нужно общаться с практикующими врачами?

– Студентам прежде всего нужно освоить теоретическую базу, потому что практика всегда основана на теории. Например, когда спрашивают о том, как дальше будет развиваться пандемия COVID-19, мы знаем, что ответ на этот вопрос лежит в теории саморегуляции эпидемического процесса, которая подробно описывает закономерности развития крупных эпидемий, пандемий, эпидемического процесса инфекций с аэрогенным механизмом передачи. Для того чтобы понять, как связаны теория и практика, нужно общаться с практикующими врачами, получать навыки применения теоретических знаний. Иногда кажется, что практика идет отдельно от теории, но это не так. Теория и практика неотделимы друг от друга, одно обогащает другое. Эпидемиолог не существует без аналитического мышления, основа его деятельности – анализ заболеваемости.

Часто мы задаем студентам вопрос: «Вы любите детективы?», когда они приходят на первый курс. Потому что наша профессия отчасти детективная, ведь нам нужно найти, как был передан возбудитель инфекции, посредством чего он распространился и почему так случилось, что нужно сделать, чтобы эффективно в кратчайшие сроки устранить эту угрозу.

- Какими качествами должен обладать врач? Что бы Вы посоветовали студентам КемГМУ?

– Если говорить о медицине в целом, в основе ее лежит такая нравственная составляющая, как гуманизм. Врач – не просто профессия, это внутренняя потребность приносить добро, оказывать помощь, облегчать страдания человека, избавлять пациентов от тех или иных болезней, в том числе и от инфекций, от страхов перед ними.

Нужно постоянно учиться, повышать свой уровень профессионализма, очень хорошо ориентироваться в своей специальности, потому что медицинская наука развивается очень быстро.