Размер::
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Rus Eng

Новый уровень развития: КемГМУ оснащается высокотехнологичным учебным оборудованием

В течение последних двух лет отмечается беспрецедентный рост затрат на учебное оборудование. Вуз полностью укомплектован высокотехнологичным дорогостоящим симуляционным оборудованием, регулярно и в большом объёме закупаются расходные материалы, полностью обновлён парк учебных микроскопов на кафедрах морфологии и микробиологии, регулярно пополняется библиотечный фонд. Руководством КемГМУ принята и реализуется программа развития кафедры морфологии и судебной медицины. Внимание направлено на поддержку фундаментальных наук (нормальная, патологическая, топографическая анатомия, гистология) от которых в дальнейшем отталкиваются остальные клинические дисциплины.

Именно с кафедр фундаментальных дисциплин в 1955 году начиналось формирование Кемеровского медицинского института.  В цикле морфологических наук, относящихся к этим предметам, были сформированы кафедры – нормальной анатомии, гистологии, топографической анатомии и оперативной хирургии, патологической анатомии. Там давались знания о строении человека и его изменении в различных условиях (при заболеваниях, при нагрузках и др.), либо знания о строении выступали как приложение к конкретным клиническим дисциплинам.

Так, кафедра нормальной анатомии давала знания о макроскопическом строении органов и систем организма; кафедра гистологии – о микроскопическом строении, источниках развития тканей и строение тканей в различные возрастные периоды; кафедра топографической анатомии и оперативной хирургии – о строении человеческого тела послойно и характеристику различных полостей и доступов к ним; кафедра патологической анатомии давала знания об изменениях в строении при различных заболеваниях.

Первой заведующей кафедрой и её основателем была Евгения Ивановна Гонтарь-Замотринская, которая организовала первый коллектив, заложила принципы работы и начала формировать материальную базу кафедры для педагогического процесса и научной работы. С 2016 года кафедрой морфологии и судебной медицины заведует кандидат медицинских наук, доцент Сергей Фадеевич Зинчук.

Педагогический процесс при подготовке студента по предмету анатомии невозможен без пособий. Студент должен чётко представлять строение человека объёмно, послойно в соотношении одних образований и органов с другими. Понимать динамику их развития. Он должен ощущать фактуру органов и тканей – плотность, подвижность, цвет и т.д. По итогам полученных знаний он сможет, например, определять правая или левая кость, посчитать количество суставов и других соединений, в образовании которых участвует данная кость. Приобрести навыки работы в препаровке материала и др.

Для этого на кафедре морфологии и судебной медицины создана определённая материальная база. Наряду с традиционными таблицами и муляжами, имеется и трупный материал – его подразделяют на кости и влажные препараты, т.е. части трупа или весь труп, специально законсервированный и обработанный, где эти органы выделены и подготовлены к демонстрации и определённым манипуляциям, необходимым для обучения. Учёба идёт как с участием преподавателей на аудиторных занятиях и лекциях, так и в виде самостоятельной работы. Например, студент получает из фонда университета препарат и может при подготовке заниматься с ним и литературой по данному образцу.

В морфологическом корпусе есть музей патологии человека, в нём два отдела – анатомический и патологоанатомический. В музее отобраны препараты, которые являются эталонными, так называемыми нормами и студент может сравнивать с ними свои препараты. Также в музее собраны редкие варианты нормы, наиболее частые отклонения от неё, варианты различного расположения органов. Зачастую они бывают редкими, и у нас имеется значительная часть подобных препаратов.  Имеются препараты различных животных, на которых демонстрируются изменения, возникавшие в процессе эволюции. В анатомическом музее КемГМУ более 1000 препаратов. Препараты приготовлены нашими студентами и несколькими поколениями преподавателей, начиная с 1956 года.

В патологоанатомическом музее представлены наиболее показательные препараты изменений в органах и тканях при заболеваниях. Со второй половины 2018 года начата реконструкция музея. Увеличивается количество образцов, появились новые технологии их экспонирования, возможности сочетать электронные средства обучения с препаратами. Теперь можно создавать и электронные каталоги.

Принятая руководством вуза программа развития кафедры включает, во-первых, объединение морфологических кафедр в единый блок, что улучшит взаимодействие между дисциплинами, позволит ввести этапность преподавания и избежать дублирования в изложении материала. Во-вторых, развитие материальной базы кафедры. Это касается как реформирования аудиторий, так и улучшения. В морфологическом корпусе КемГМУ появился второй лекционный зал. В обоих залах современное оснащение: малый лекционный зал оборудован функциональной мебелью, системой кондиционирования воздуха, жалюзи для затемнения, проекторами для показа лекционных презентаций, телеэкранами для дальних рядов, интерактивной доской, интерактивным секционным столом «Анатомаж», имеющим функцию лекционного демонстрирования. В большом лекционном зале устанавливается центральная система проектирования на экран, адаптируется аудиосистема.

В последнее время в образовательный процесс активно внедряются цифровые средства обучения. Для кафедры приобретены два интерактивных секционных стола «Анатомаж» стоимостью по 10 млн. рублей каждый. Это современная электронная техника позволяет работать с различными проекциями тела человека, послойно удалять ткани, чтобы увидеть все структуры – мышцы, нервы, сосуды. На них можно рассмотреть изображения в разных плоскостях и послойно изучить строение стенок различных полостей.

Оборудование позволят загружать настоящие цифровые снимки томографии и вводить данные по анатомии. Помогает сориентироваться как реальное расположение органа соотносится с различными нормами. Меняя вводные, преподаватель со студентами могут имитировать хирургический подход к органу и даже рассчитать время, необходимое на операцию. «Анатомаж» предоставляет многие другие наглядные возможности для обучения.

Также в корпусе комплектуются компьютерные залы, помимо обучения, они позволят эффективно тестирование студентов, чтобы контролировать усвоение знаний.

«Программа развития требует существенных материальных затрат, уже сейчас в кафедру вложены большие средства, – рассказывает заведующий кафедрой Сергей Фадеевич Зинчук. – Отремонтировано более половины учебных комнат. Заканчивается ремонт научных лабораторий. Ежегодно приобретаются муляжи и пособия, завершается цифровизация кафедры. Все эти мероприятия осуществляются за счёт финансирования из разных источников – федерального бюджета Минздрава, где ректору приходится доказывать и обосновывать эти приобретения и работы, и за счёт средств, заработанных университетом. Такое внимание к нашим проблемам, с одной стороны, радует, а, с другой – накладывает на нас новые требования».

Улучшение материальной базы преподавания позволяет быть конкурентоспособными в условиях борьбы на рынке образовательных услуг. Второй аспект – это формирование научной базы для проведения исследований. Через это реализуется кадровая подготовка преподавателей (написание диссертаций, публикации статей и т.д.). Научная база будет использоваться и для исследовательской работы студентов. На кафедре функционирует студенческий научный кружок, по итогам деятельности ежегодно публикуются студенческие статьи, или статьи в соавторстве с преподавателями. Обучающиеся выступают как на студенческих, так и на профессиональных научных конференциях. По итогам активной работы в кружках и участия в мероприятиях формируются команды на различные студенческие олимпиады, где студенты КемГМУ регулярно завоёвывают призовые места.

«По ходу выполнения данной программы у коллектива возникли новые идеи, направленные на улучшения, и мы с руководством вуза на основе этих положительных изменений на кафедре начали строить перспективные планы, – отметил Сергей Фадеевич Зинчук. – Если раньше мы ставили задачи, направленные на выживание, то теперь строим планы перехода на новое, более высокое качество подготовки студентов и ординаторов».