Размер::
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

В Год семьи в России - внимание здоровью детей!

Светлана Дракина, кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической педиатрии, пропедевтики детских болезней и последипломной подготовки КемГМУ Минздрава России, рассказывает о здоровьесберегающем поведении семьи, дает рекомендации родителям - как подготовить ребенка к поступлению в детский сад.

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (Василий Александрович Сухомлинский).

Поступление ребенка в детский сад – тяжелый период не только для ребенка, но и для родителей. В последние годы сокращается возраст поступления детей в дошкольные образовательные учреждения до 2-1,5 лет. Это резко меняет привычные для ребенка раннего возраста ритм и условия жизни, формирует стрессовые ситуации, обусловленные разлукой с близкими людьми и необходимостью резкой перемены режимных моментов. Адаптационный период сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии детей: снижаются факторы местной защиты, отмечается напряжение функции гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой, симпато-адреналовой и вегетативной нервной систем, меняется уровень метаболизма, центральное и периферическое кровообращение.

Наиболее слабым местом в реакции ребенка на эмоциональный стресс в раннем возрасте является система местной иммунной защиты, поэтому срыв адаптации чаще проявляется в виде острых заболеваний респираторного тракта.

У детей раннего возраста при поступлении в ясли отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма. Важным разделом профилактической работы по предупреждению срыва адаптации является подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение, начинающаяся за 2-3 месяца до оформления ребенка в детский сад.

Рекомендации для родителей по подготовке ребенка к поступлению в детский сад:

1. Придерживайтесь режима дня, максимально приближенного к режиму в детском саду. Смена режима дня всегда отражается на здоровье ребенка, поэтому должна проходить постепенно. Необходимо формировать у ребенка привычку вовремя ложиться спать и вовремя вставать, принимать пищу и бодрствовать по часам; планомерно и постепенно подводить ребенка к четкому его выполнению.

2. Учитывая важную роль белков, витаминов в приспособительных реакциях детей, следует обратить внимание на качество детского питания и его сбалансированность до поступления ребенка в новый коллектив и в период адаптации к нему. За 2-3 месяца до поступления в детский сад в качестве дотации к основному питанию необходимо ввести в рацион ребенка адаптированную молочную смесь.

3. Приучайте детей к самообслуживанию, поощряйте попытки самостоятельных действий. Наличие у ребенка к моменту поступления в детский сад основных культурно-гигиенических навыков сделает пребывание в группе более комфортным, даст возможность быстро собраться на прогулку, заняться играми и другими интересными делами. Ребенок, умеющий сам есть, своевременно сообщать о физиологических потребностях, раздеваться и одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), не будет чувствовать себя беспомощным, зависимо от взрослого, что положительно скажется на его самочувствии. Умение занять себя игрушкой поможет отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций. Не стоит надеяться, что в детском саду вашего ребенка научат тому, чему вы не смогли научить дома.

4. Готовьте ребенка к временной разлуке с близкими людьми, внушайте ему, что он уже большой и должен обязательно ходить в детский сад, все дети туда ходят, что там очень хорошо и интересно. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы ваш малыш пошел в детский сад.

5. Научите ребёнка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свою помощь другим детям. Помочь ребенку разобраться в игрушках, вовлекать в совместную игру. Обращайте внимание на умение общаться со сверстниками (уступать, помогать, делиться, взаимодействовать с позиции сотрудничества) и пр. Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми. Посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на праздниках, ходите на дни рождения друзей, наблюдайте, как ребенок себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован. Но во время адаптации круг общения ребенка должен быть ограничен близкими людьми и группой детского сада.

6. Дайте ребенку в детский сад его любимую игрушку, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими детьми и игрушками. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к детскому саду.

7. Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации. Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу. Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте... Поощряйте любопытство. Не скупитесь на похвалу.

8. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится!».