Размер::
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Накануне Дня космонавтики студенты узнали о фантастических утопиях и антиутопиях

В Кузбассе продолжается III Международный фестиваль Юрия Гагарина, который проходит по инициативе губернатора Сергея Цивилева. В его рамках запланировано более тысячи мероприятий — телемосты, лектории, встречи с писателями, выставки, научные конференции, кинопоказы, просветительские акции, интеллектуально-познавательные программы, экскурсии и соревнования.

В Кемеровском государственном медицинском университете Минздрава России в рамках V Международной научно-практической конференции «Через тернии к звездам: освоение космоса», посвященной 90-летию со дня рождения Ю. А. Гагарина, А. А. Леонова и Б. В. Волынова с 8 апреля по 12 апреля проходит лекторий, посвящённый космосу в литературе, в искусстве, в кино.

WhatsApp Image 2024-04-09 at 13.45.38.jpeg     IMG_8378.jpg

Оксана Дрейфельд, канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации накануне рассказала будущим врачам о фантастических утопиях и антиутопиях в русской комической фантастике:    

Утопия и антиутопия в русской литературной космической фантастике

Космическая литературная фантастика – это тематическая разновидность так называемой «рациональной», или «научной» фантастики, которая описывает путешествие человека за пределы пространства планеты Земля. Такие произведения, при все своей «новаторской тематике», были «наследниками» классической литературы и встраивались в уже существующие жанры: романа-путешествия (травелога), авантюрного романа, «робинзонады», философского романа или повести эпохи Просвещения. Да и сюжеты, хоть и перенесённые во внеземное пространство, оставались общечеловеческими, универсальными и затрагивали хорошо известные проблемы: путешествия Человека (как представителя Человечества) за пределы планеты Земля и инициации, испытания; колонизации других планет Человеком; «войны миров»; «эскапизма», осознания Человеком своей идентичности, трансформация Человека в Сверхчеловека. Новыми и необычайно увлекательными стали сюжеты о влиянии на Человека путешествий во времени и временных парадоксов, о существовании Человека в искусственной среде обитания и многое другое.

Среди классических жанров необходимо отдельно отметить утопию, которая осмысляла идеальное социальное и политическое устройство человеческого существования и часто располагала идеальное государство удалённо и недоступно по отношению к Европе (на острове, на летающем острове, на Луне и т.п.). Это позволяло Джонатану Свифту и другим писателям-просветителям объяснить читателям причину того, почему они не наблюдают факт идеального и разумного мироустройства в окружающем их мире. С развитием космической фантастики, которая освоила сюжет утопического романа, произошло слияние двух типов – научной, изучающей внедрение всех аспектов научных идей и научного прогресса в жизнь человечества, и социальной фантастики, изучающей внедрение социальных идей и их влияние на жизнь человека, отдельной личности.

Ещё сто пятьдесят лет назад фантастам приходилось использовать все силы воображения и быть в курсе не только актуальных исследований в области инженерной мысли, астрофизики, астрономии, но и в курсе прогнозов, создаваемых философами-прогностами, чтобы поражать читателей правдоподобными картинами будущих космических путешествий. Возможно, именно поэтому комическая фантастика первого тридцатилетия ХХ века была фантастикой «ближнего прицела» и не выводила космических путешественников за пределы Солнечной системы. Но уже в 50-60-е годы ХХ века под влиянием успехов космических программ, реализованных СССР и США, космическая фантастика существенно раздвигает пределы для космических путешествий и показывает удалённые в пространственном и временном отношении модели социальной организации человеческого общества (как это произошло в «Туманности Андромеды» Ивана Ефремова).

Что касается антиутопии, она была менее распространена в русской космической литературной фантастике в ХХ веке, потому что исторически жанр следовал за этапом утопических построений и давал критический анализ неблагоприятных последствий реализации утопии для человеческой личности. Конечный же итог реализации обоих жанров в космической фантастике во второй половине ХХ века состоял в уходе от авантюрно-философской проблематики в философскую, в поиск себя при встрече с «Другим», актуальный больше, чем поиск новых миров и новых возможностей.