Размер::
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Организация и осуществление образовательной деятельности

Информация для аспирантов

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» аспирантура является третьим уровнем высшего образования.

Обучение в аспирантуре осуществляется по очной и заочной формамзаочная форма обучения осуществляется только на контрактной основе.

В настоящее время подготовка аспирантов осуществляется по следующим направлениям:

    06.06.00 — Биологические науки;

    30.06.00 — Фундаментальная медицина;

    31.06.00 — Клиническая медицина;

    32.06.00 — Науки о здоровье и медико-профилактическое дело;

    33.06.00 — Фармация.

К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего (специалитет или магистратура). 

Прием на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих и осуществляется на конкурсной основе.

Согласно Федеральным Государственным образовательным стандартам, введенным 
с 2014 года изменились требования к подготовке аспирантов.

Цель обучения в аспирантуре — подготовка высококвалифицированного специалиста, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового к выполнению самостоятельной профессиональной деятельности, и, что касается системы здравоохранения — в условиях специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

В результате успешного освоения программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре выпускнику присваивается квалификация - Исследователь. Преподаватель-исследователь.

Неотъемлемой составляющей подготовки аспирантов является формирование готовности к профессиональной педагогической деятельности в высшем учебном заведении.

В соответствии с приказом Минобрнауки от 19.11.2013 № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)», не позднее 3 месяцев после зачисления на обучение по программе аспирантуры (адъюнктуры) обучающемуся назначается научный руководитель, а также должна быть утверждена тема научно-квалификационной работы (диссертации).

Объем программы аспирантуры составляет 180 зачетных единиц или 6480 академических часов (240 з. е. — по биологическим наукам, соответственно 8640 часов). Срок освоения программы аспирантуры по очной форме обучения составляет 3 года (по биологическим наукам — 4 года); по заочной — 4 года.


Контроль за выполнением обучающимся индивидуального учебного плана осуществляет научный руководитель.

Объем программы аспирантуры, реализуемый за 1 год по очной форме обучения, составляет 60 з. е. При реализации по индивидуальному плану объем освоения программы аспирантуры должен составлять не более 75 з. е. в год.


При реализации программы аспирантуры Университет осуществляет:

1. Проведение учебных занятий (лекции, практические занятия);

2. Проведение практик (педагогическая и производственная (научно-исследовательская) практики);

3. Проведение научно-исследовательской деятельности, в рамках которой аспирант самостоятельно проводит научный исследования и выполняет научно-квалификационную работу (диссертацию) в соответствии с направленностью (профилем) обучения;

4. Проведение контроля качества освоения программы аспирантуры посредством текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.


Обязательным является осуществление текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся (проводится по итогам каждого семестра обучения).

Текущий контроль проводится в течение семестра по всем дисциплинам изучаемым согласно учебному плану, практикам и по результатам выполнения научных исследований. Результаты научно-исследовательской работы оцениваются научным руководителем в форме «зачтено»/ «не зачтено» (для последних годов обучения ставится оценка) по итогам семестра в соответствии с индивидуальным планом работы.

Промежуточная аттестация позволяет осуществлять контроль и оценку промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплинам (модулям); прохождения практик; выполнения индивидуального плана работы; подготовки научно-квалифакационной работы (диссертации) в сроки, соответствующие периоду обучения в аспирантуре; соответствие диссертации требованиям, установленным Положением о присуждении ученых степеней, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.09.2013 г. № 842.


При успешно пройденной аттестации обучающийся переходит на следующий год обучения.

Кандидатские экзамены по истории и философии науки, иностранному языку, специальности относятся к форме промежуточной аттестации при освоении программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

Положительные результаты промежуточной аттестации являются основанием для назначения обучающимся по очной бюджетной форме обучения выплаты академической стипендии.

Обучение в аспирантуре завершает государственная итоговая аттестация (ГИА). К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, в полном объеме выполнившие учебный план.

Государственная итоговая аттестация проходит в два этапа.

Первый этап включает подготовку к сдаче и сдачу государственного экзамена. 

Второй этап — представление и защита научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации), подготовленной в соответствии с требованиями, установленными Минобрнауки РФ к кандидатским диссертациям.

В случае успешного прохождения второго этапа комиссия принимает решение о выдаче диплома государственного образца. 

Университет по результатам ГИА дает заключение на научно-квалификационную работу (диссертацию), в котором отражаются личное участие аспиранта в получении результатов, изложенных в научно-квалификационной работе (диссертации), степень достоверности результатов проведенных исследований, их новизна и практическая значимость, ценность научной работы аспиранта, научная специальность, которой соответствует диссертация, полнота изложения материалов в работах, опубликованных аспирантам.