Размер::
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Время является самым ценным и невосполнимым ресурсом

Руководитель центра психологической поддержки КемГМУ Минздрава России Семен Юдин в рубрике «Твой психолог» рассказывает об умении правильно расставлять приоритеты и распределять свое время.

Объективное восприятие времени, умение его рассчитывать и рационально распределять – важнейший в современном обществе навык, требующий развития. Переходя из школы в высшее учебное заведение, студент попадает в совершенно новую среду. Помимо учебы, многие студенты активно участвуют в мероприятиях различных студенческих организаций, кружках, подрабатывают.

Для успешного обучения в вузе, чтобы справляться с нагрузками, необходимо умение выстраивать приоритеты, правильно распределять свое время, планировать активность для достижения поставленных учебных задач. Однако зачастую студенты предпочитают отложить выполнение учебных заданий и подготовку к экзаменам на последний момент. Развитие индустрии развлечений и современных технологий, доступных в любом месте и в любое время, только усугубляют ситуацию. В результате задания делаются в сжатые сроки, из–за чего возрастает уровень стресса, а качество выполняемой работы снижается.

Склонность «откладывать на потом» получила название – прокрастинация. Она является одной из главных причин, порождающих сложности в обучении. По имеющимся данным, от 46 до 95% учащихся средних и высших учебных заведений причисляют себя к прокрастинаторам.

Развитие навыков самоорганизации может помочь своевременно выполнять поставленные задачи за счет распределения времени, самоанализа, самоконтроля, тем самым повышая эффективность учебной деятельности.

 

Как же развить навыки самоорганизации?

 

Чтобы организовать свое настоящее, нужны четкие планы на будущее. Наша мотивация к работе или учебе будет снижаться без полного понимания того, ради чего мы это все делаем. Для этого нужно четко понимать, чего же мы хотим от жизни.

Это далеко не так просто сделать, как кажется. Попробуйте представить себе один день из вашей жизни через 5-6 лет. Пока не ограничивайте себя тем, что вы «должны» или что вы считаете «возможным». Лучше описать это видение будущего письменно, в форме эссе на 1-2 страницы текста. В эссе можно осветить примерно следующий круг вопросов:

С чего начался ваш день?

Самое яркое впечатление дня;

Какие люди вас окружают, о чем они говорят?

Как и над чем вы работали?

Каких результатов достигли?

Какие проблемы удалось решить?

Как вы отдыхали?

 

Обратите внимание на то, что у вас вызывает наиболее сильные эмоции. Возможно ваш день будет состоять из одних поездок на «белоснежном лимузине». В этом нет ничего плохого, но постарайтесь ответить на довольно непростые вопросы:

Почему вы этого хотите?

Что мне это дает на самом деле?

Часто бывает, что наши истинные желания обрастают ненужной мишурой, навязанной рекламными и кинообразами. Может быть, на самом деле вы хотите уважения или любви. Когда вы углубитесь, возможно это и будет настоящей целью – главное событие вашего дня.

Эссе родится не за один день. Не торопитесь. Когда вы завершите, у вас будет ориентир (хоть и примерный). Вы будете знать ради чего стоит стараться и преодолевать трудности.

 

Когда цели заданы, пора действовать!

 

Но очень часто бывает, что дел слишком много, и не ясно, за какое из них взяться сначала. Для того, чтобы лучше распределить дневные обязанности используйте матрицу Эйзенхауэра. Она помогает определить приоритетность дел.

Расчертите лист бумаги таким образом, чтобы получилось четыре квадрата. Подпишите квадраты:

верхний левый - важные и срочные дела;

нижний левый - важные, но не срочные дела;

верхний правый - дела не важные, но срочные;

нижний правый - не важные и не срочные дела.

 

Как использовать эту матрицу? Просто распределите туда свои дела (например, дела дня) в соответствии с их важностью и срочностью.

 

Важные и срочные дела - те, которые очень важны и не терпят отлагательств. Без них все порушится, делать их завтра будет уже поздно. Эти дела нужно делать сегодня, в первую очередь и обязательно. Примеры важных и срочных дел: выполнение задачи по проекту, срок сдачи которой вот-вот наступит; внеплановый поход к врачу, подготовка к завтрашнему занятию.

 

Важные, но не срочные дела - это те важные дела, которые в скором времени станут срочными. Если вы не планируете этого дожидаться и устраивать себе ненужную гонку, то обратите на эти дела самое пристальное внимание. Примеры таких дел: текущая (плановая) работа по вашим проектам; планирование новых проектов; посещение спортивного зала для поддержки физической формы, подготовка к экзаменам.

 

Дела не важные, но срочные. Как правило, в этот квадрат попадают дела, никак не приближающие вас к цели. Какой бы она ни была. Это дела, которые надо делать, но исключительно для того, чтобы их делать. Поздравление с днем рождения, неожиданный приход гостей и другие незапланированные, навязанные встречи, от которых нельзя отказаться.

 

Не важные и не срочные дела - это самая «противная» категория дел. Они не важны, они не срочны, но именно их хочется делать. Это ваши пожиратели времени, хронофаги – социальные сети и мессенджеры, компьютерные игры. Такие дела необходимо делать в самую последнюю очередь.

Теперь, когда дела распределены по приоритетности, можно взять понемногу из каждого раздела и раскидать их на день или на неделю. Но не стоит расстраиваться, если что-то пошло не так, и некоторые из дел были не выполнены. Это абсолютно нормально!

 

Как втянуться в выполнение задачи, если она достаточно сложна и энергоемка?

 

Потратить меньше времени и сил на раскачку поможет «метод швейцарского сыра».

Попробуйте изменить подход к выполнению задачи. Начните с наиболее приятных и простых этапов работы. Например, при подготовке доклада можно сначала подобрать иллюстрации, написать несколько наиболее простых и понятных для вас абзацев, составить приблизительный план, придумать название и т. п. Постепенно «вырывая» из большой и объемной работы маленькие кусочки, вы уменьшаете ее объем. Чем больше в сыре дырок – тем меньше сыра.

Чтобы дополнительно мотивировать себя выполнять поставленные задачи, можно применить методику «промежуточных радостей».

Разбейте задачи на несколько этапов и за прохождение каждого назначьте себе небольшую награду. Например, за каждые 2 написанные страницы откусить кусочек шоколадки, посмотреть небольшой ролик и т.п.

Эти награды могут быть совсем маленькими, но важно, чтобы они были немедленными. Как правило, «маленькие радости» за каждый сделанный шаг мотивируют лучше, чем осознание будущих долгосрочных результатов. Такие маленькие награды самому себе позволят сделать более приятной самую сложную работу и выполнить ее в более сжатые сроки.

 

Надеюсь эти простые рекомендации помогут вам в реализации ваших целей. Желаю удачи!