Для отработки практических навыков и обеспечения специализированной аккредитации врачей и ординаторов в центр симуляцинного обучения Кемеровского государственного медицинского университета было установлено современное учебное оборудование на сумму 70 млн рублей. Тренажёры закуплены в рамках федеральной программы дооснащения симуляционных центров медицинских вузов. Эта субсидия позволит реализовать мероприятия приоритетного проекта по обеспечению доступа практикующих врачей к непрерывному повышению квалификации. Также на новом оборудовании смогут обучаться и студенты.
Симуляционное обучение включено в учебные планы КемГМУ. Дооснащение высокотехнологичным учебным оборудованием позволит расширить возможности для обучения студентов практическим навыкам с первого курса, а также усовершенствовать практические навыки врачей на последипломном обучении по 32 специальностям, среди которых хирургия, анестезиология и реанимация, акушерство и гинекология, неонатология, неврология, офтальмология, педиатрия, стоматология, травматология и другие.
Благодаря приобретённому оборудованию будет возможность оснастить новые станции в Центре симуляционного обучения и аккредитации для обучения специалистов, а также проведения первичной специализированной аккредитации.
Для обучения специалистов по хирургии приобретено пять позиций, которые позволят отрабатывать не только простые хирургические манипуляции, но и выполнять современные эндоскопические процедуры.
Так, благодаря приобретённому современному учебному симулятору для обучения навыкам эндоскопической хирургии врачи смогут овладеть основными навыками в лапароскопической хирургии. Тренажёр для имитации хирургических манипуляций и вмешательств предназначен для обучения врачей-хирургов базовым хирургическим навыкам: завязыванию узлов, наложению швов, лечению ран, вскрытию абсцесса и другим манипуляциям. Симулятор для практики хирургических навыков представляет собой реалистично выполненный торс взрослого человека с анатомическими ориентирами и предназначен для отработки навыков ведения травмы. Тренажёр для проведения осмотра и отработки навыков аспирации коленного сустава предназначен для специалистов травматологов и ортопедов. Эндоскопическая видеостойка позволит овладеть навыками работы в современных реалиях оказания медицинской помощи врачами различных специальностей: онкологам, хирургам, травматологам и ортопедам, анестезиологам и реаниматологам.
С целью совершенствования врачебных навыков по специальности анестезиология и реанимация приобретено 9 позиций, такие как: симулятор для моделирования внутрисосудистого доступа под контролем ультразвука; симулятор для внутрикостных инъекций; симулятор бедра для катетеризации вен; комплексный тренажер – симулятор для отработки навыков дренирования грудной клетки; симулятор для отработки навыков манипуляции на дыхательных путях ребенка; симулятор-тренажер для крикотиреотомии для отработки навыков коникотомии (крикотиреотомии).
Весьма ценным приобретением для вуза безусловно являются высокотехнологичные роботы-симуляторы ребёнка 6 лет и взрослого для оказания неотложной помощи (полноростовый манекен с управляющим компьютером и имитатором прикроватного монитора). Они помогут совершенствовать навыки командной работы врачей на последипломном обучении. Роботы-симуляторы обладают возможностью имитации дыхательных звуков и шумов, визуализации экскурсии грудной клетки, имитации пульсации центральных и периферических артерий, генерации заданной ЭКГ на медицинское оборудование, а также обратной связью при выполнении медицинских манипуляций. Программное обеспечение к манекенам позволит отрабатывать навыки оказания неотложной помощи и базовой сердечно-легочной реанимации в команде как по заранее разработанным сценариям, так и применять импровизированные клинические ситуации под руководством опытных тренеров. Приобретённые манекены для обучения сердечно-лёгочной реанимации (СЛР) позволят отработать до совершенства все алгоритмы СЛР.
Для специальности акушерство и гинекология приобретены симуляторы и тренажёры, позволяющие отрабатывать навыки гинекологического и акушерского обследования и лечения, применение которых возможно на уровне специалитета, ординатуры и последипломного обучения.
Акушерство, неонатология, анестезиология и реанимация стали самыми первыми специальностями, по которым обучались врачи с применением симуляционного оборудования. С 2010 года при кафедре акушерства и гинекологии №2 КемГМУ был создан симуляционно-тренинговый центр для последипломного обучения врачей на базе вновь открытого перинатального центра. В дополнение к уже имеющемуся оборудованию, на котором преподаются востребованные циклы «Клиническое акушерство» (практический курс с использованием симуляционных платформ и тренажёров родов), «Лапароскопия в акушерстве и гинекологии» (практический курс с использованием симуляционных тренажёров), новое симуляционное оборудование позволит расширить спектр практических умений врачей.
Важным приобретением для врачей акушеров гинекологов является симулятор для отработки навыков выполнения кесарева сечения. Симулятор позволяет выполнять такие операции с реалистичными разрезами и имитацией околоплодных вод. С помощью симулятора для отработки навыков экстренного кесарева сечения возможно смоделировать полный цикл родов, начиная с первого разреза, извлечения плода и рождения плаценты и заканчивая ушиванием матки и брюшной стенки. Многофункциональный симулятор роженицы предназначен для обучения командной работе специалистов различного профиля. Это полноразмерный манекен тела беременной женщины в натуральную величину с точными анатомическими особенностями, с манекеном плода.
Оттачивать мастерство ведения родов позволит симулятор для обучения родовспоможению, который включает в себя муляж тазовой части туловища роженицы, манекен новорождённого ребёнка, плаценту с пуповиной и укомплектован планшетным компьютером с программным обеспечением, отображающим силу тракций при влагалищном родоразрешении. Также он предназначен для оказания экстренной и неотложной помощи.
Новое направление в последипломном обучении позволит реализовать приобретенный симулятор для обучения навыкам ультразвукового исследования, который представляет собой комплекс, состоящий из мужского и женского манекенов, имитаторов датчиков ультразвукового исследования и управляющего компьютера. На симуляторе предустановлены модули «Базовые навыки УЗИ», «Экстренное УЗИ при травме», «Базовые навыки УЗИ в гинекологии», «Акушерство I триместра», «Акушерство II триместра». Модуль «Экстренное УЗИ при травме». Это оборудование позволит обучать врачей ультразвуковой диагностике, анестезиологов-реаниматологов, хирургов по процедурам обследования при травме, с анамнезом виртуальных пациентов, получению 10 стандартных срезов ультразвукового изображения органов торакальной и брюшной областей. Модуль «Базовые навыки УЗИ в гинекологии» позволит обучать врачей УЗД, акушеров-гинекологов процедурам трансвагинального и трансабдоминального исследования, распознавать возможные патологические процессы. Модуль «Акушерство I и II триместра», позволит обучать процедурам УЗИ в первом и втором триместре беременности, выявлять возможные патологические процессы.
Большое внимание при выборе симулянтов было отведено педиатрическому направлению. Для обучения по специальности неонатология и педиатрия приобретены тренажёры для освоения различных манипуляций, что позволит готовить специалистов для медицинских учреждений всех категорий. Например, симулятор недоношенного младенца с экстремально низкой массой тела и сроком гестации 25 недель в натуральную величину с управляющим устройством в виде планшетного компьютера и предустановленным программным обеспечением. На этом тренажёре неонатологи смогут отработать навыки работы с детьми с экстремально низкой массой тела, что даст им возможность работать в учреждениях третьего уровня неонатологического профиля.
Отработать навыки врачебных манипуляций у детей разного возраста позволит приобретенное оборудование: симулятор для моделирования люмбальной пункции у ребёнка возрастом от 7 до 10 месяцев, манекен ребёнка 6-8 лет с анатомически точными ориентирами и артикулирующими конечностями. Модель младенца до года, нуждающегося в специальном уходе, обеспечит возможность отработки навыков ухода и медицинских манипуляций. Приобретать и совершенствовать навыки клинического осмотра и диагностики позволит тренажёр для отработки навыков аускультации в педиатрии. Симулятор воспроизводит 30 видов сердечных тонов, 17 дыхательных звуков, 4 кишечных шума.
Для обеспечения обучения специалистов по специальности офтальмология приобретён цифровой симулятор для проведения осмотра глаза и диагностики ретинопатии.
Для совершенствования общеврачебных навыков приобретено дополнительное оборудование, которое позволит обучаться медицинским манипуляциям на современном оборудовании с первого курса обучения. Например, симулятор руки с возможностью проведения внутривенных инъекций, симулятор для измерения артериального давления и контроля пульса, тренажёр обследования молочной железы с возможностью обучения клиническому осмотру молочных желёз, диагностики патологических образований молочных желез, клинический тренажёр мужского таза с возможностью исследования мужских половых органов, манекен взрослого человека для отработки навыков назогастрального зондового питания, тренажёр для ректального исследования, с возможностью пальцевого исследования прямой кишки, предстательной железы, введение и использование ректороманоскопа, манекены разного возраста (младенец, ребенок, подросток, взрослый) для обучения приему Геймлиха при асфиксии при оказании «первой помощи» при обструкции верхних дыхательных путей, усовершенствованный женский манекен для обучения навыкам ухода.
Приобретённый манекен для спасательных операций позволит отрабатывать навыки обращения со взрослыми пострадавшими, их транспортировки и извлечения на месте происшествия. Манекен приспособлен для отработки спасения и извлечения со столба, закрытых пространств, обрушившихся зданий, задымлённых помещений, а также закрепления его на носилках для обучения спасательным действиям в горах. В сочетании с накладными муляжами травм эти манекены позволят отработать навыки ухода при наружных повреждениях в результате заболеваний, травм и хирургических вмешательств, оказания помощи при поражениях брюшной полости, огнестрельных ранениях, открытых и закрытых переломах, ожогах различной степени тяжести, ранах.
Новое оборудование направленно не только на приобретение и совершенствование навыков врачебных манипуляций, но и на формирование клинического мышления будущих врачей. Незаменимую помощь в получение этого важного врачебного навыка окажут экранные симуляторы виртуального пациента "Боткин" и «Филатов». Программно-аппаратный комплекс представляет собой экранный симулятор виртуального пациента с набором модулей клинических задач по детским болезням, внутренним болезням. Этот комплекс позволит отрабатывать алгоритмы обследования пациента с набором клинических задач педиатрического и терапевтического профиля. Виртуальные пациенты имеют реалистичные внешние очертания и анатомические ориентиры, качественную 3D-анимацию частей тела и воспроизводят положение и движения пациента на приёме врача. Режим обучения применим для обучения студентов медицинских специальностей пропедевтике детских и внутренних болезней, самообучения на циклах факультетской и госпитальной педиатрии и терапии. Режим тестирования применим для оценки компетенций студентов 3-6 курсов в ходе промежуточной аттестации на педиатрических кафедрах и на экзаменационных станциях в ходе первичной аккредитации специалистов.
Таким образом, система подготовки кадров для отечественного здравоохранения претерпевает в наши дни значительные изменения. Появились и широко внедряются разнообразные фантомы, модели, муляжи тренажёры, виртуальные симуляторы и другие технические средства для обучения, позволяющие с той или иной степенью достоверности моделировать процессы, ситуации и иные аспекты профессиональной деятельности медицинских работников. Важнейшие преимущества симуляционных технологий – обучение без вреда пациенту и объективная оценка достигнутого уровня профессиональной подготовки каждого специалиста. Использование симуляционного обучения на современном этапе обязательно для программ среднего, высшего и послевузовского непрерывного медицинского образования и должно предшествовать практике. Правильная организация финансирования, а также понимание функционирования симуляционных технологий, позволит получать оптимальный результат от использования такого дорогостоящего направления подготовки специалистов как симуляционное обучение.