Размер::
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

«Твой психолог»: стереотипы в профессиях

Некоторые из вас уже сталкивались с профессиональными стереотипами, особенно со стереотипом о «всезнающем враче». Некоторым еще предстоит с этим столкнуться.  Руководитель центра психологической поддержки КемГМУ Минздрава России Семен Юдин рассказывает о том, что такое стереотипы и какие стереотипы бывают о разных профессиях.

Согласно Липпману, стереотип - это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность.

Стереотипы о профессиях — это обобщённые представления людей о том, какими качествами обладают специалисты в той или иной области. Например, многие считают, что бухгалтеры скучные и не проявляют эмоций. Также их могут считать ограниченными. Политиков часто представляют болтливыми, хитрыми и нечестными людьми. А бизнесменов видят активными, деловыми, беспринципными и жадными.

В психологии есть специальный термин, который описывает это явление — эффект гомогенности аут-группы. Он заключается в том, что люди воспринимают членов своей группы как более разнообразных по своим характеристикам, в то время как члены других групп кажутся похожими друг на друга.

Когда человек смотрит на своих коллег, он видит людей с разнообразными личностными качествами. В то же время представители других профессий, менее знакомых человеку, могут казаться ему похожими друг на друга.

Некоторые примеры стереотипов:

- Врачи всегда всё знают и могут вылечить любую болезнь.

- Врачи назначают только дорогие лекарства.

- Врачи циничны и безэмоциональны.

- Врачи ничего не боятся.

- Врачи никогда не болеют.

- Психолог — человек, все знающий о другом человеке и его душе, «видящий людей насквозь».

- Психолог — человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах.

- Психолог — мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия — указывать истинный путь страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями.

Как возникают профессиональные стереотипы и почему мы иногда воспринимаем представителей некоторых профессий искажённо? При этом многие стереотипы довольно пренебрежительны. Они часто включают негативные представления об одних профессиональных группах со стороны других.

Наши взгляды на профессии, оценки и убеждения формируются по тому же принципу, что и стереотипы — сначала под влиянием родителей, а затем других значимых людей. В возрасте между 20 и 30 годами эти установки закрепляются и становятся устойчивыми, после чего их трудно изменить.

Стереотипы не всегда являются негативным явлением. Они могут выполнять и некоторые полезные функции. В первую очередь стереотипы помогают людям «экономить мышление» и получать потенциально полезную информацию с относительно небольшими интеллектуальными затратами.

Однако получаемая в результате польза оказывается порой относительной.

Полностью избавиться от стереотипов получается только тогда, когда между представителями разных групп возникает не просто общение, а активное взаимодействие на равных. Это происходит, когда люди сотрудничают для достижения общей значимой цели.