Руководитель Центра психологической поддержки Семен Юдин
рассказал, как сформировать дружный и сплоченный коллектив в группе.
Поступление в вуз — это всегда очень волнительный процесс. Смена обстановки, другие преподаватели, непривычная система обучения и, конечно же, новый коллектив.
Группа – это живой организм, который способен к ежедневному изменению и развитию. Каждая группа проходит через несколько стадий развития.
Стадия – 1. Образование группы
На этом этапе группа собирается впервые. Напряжение между людьми, которые только что встретились, очень высоко. Нормы ещё не сформированы, участники не знают, чего ожидать друг от друга. Это чувство называется «первичной напряжённостью». Отчасти оно возникает из-за того, что на данной стадии уровень доверия низок. Этот этап завершается, когда индивиды начинают осознавать себя частью группы.
Стадия – 2. Разделение на подгруппы
Люди быстрее ладят с теми, у кого с ними есть что-то общее. Совместные интересы часто становятся основой для сближения. На этом этапе напряжённость в группе снижается, и благодаря формированию маленьких подгрупп повышается уровень доверия. По окончании этого этапа в группе выстраивается достаточно чёткая иерархия лидерства.
Стадия – 3. Разработка норм
В группе происходит формирование тесных связей и чувства общности, а также норм и ценностных ориентаций. Стоит отметить, что выработка внутригрупповых норм начинается с первых мгновений существования группы. Но часто эти нормы не проговариваются открыто. На этом этапе можно говорить об укреплении группы. Роли и функции каждого становятся достаточно ясными: все знают свои роли и осознают ответственность за их выполнение. Этап формирования норм завершается созданием чёткой структуры и пониманием того, какое поведение считается правильным.
Стадия – 4. Стадия деятельности
На этом этапе группа окончательно формируется как сплочённая команда, структура которой понятна и удобна для всех участников. Члены группы проявляют активность. Они нацелены на достижение общих целей, стремятся к самосовершенствованию и готовы работать на общее благо. В этот период отношения внутри коллектива достигают своего расцвета. Напряжённость между участниками снижается до минимума, а уровень доверия становится максимальным.
В процессе формирования группы могут возникать конфликты из-за недопонимания или возникновения противоречий между членами группы. Хотя уровень напряжённости в группе вновь начинает расти, конфликты могут быть признаком установления доверительных отношений между участниками. Люди не вступают в конфронтацию, если не могут предсказать реакцию или считают, что реакция будет неадекватной. Таким образом, возникновение конфликта свидетельствует о том, что группа развивается нормально. Какой бы ни была основная причина конфликта, важно понять основную причину, обсудить её и найти решение вместе с остальными членами группы. Только после этого группа сможет двигаться дальше.
Существует 5 основных стратегий разрешения конфликтов
1 – «Избегание»
В некоторых случаях уместно не настаивать на своей позиции, избегать споров и дискуссий. Такое поведение может быть оправдано, если предмет разногласий не имеет для человека большого значения; если ситуация может разрешиться сама собой; если сейчас нет возможности продуктивно разрешить конфликт, но она появится позже.
2 – «Уступка»
Готовность пожертвовать своими интересами, избегать обсуждения спорных вопросов и соглашаться с требованиями или претензиями. Стремление поддержать партнёра, не задевая его чувств, путём акцентирования общих интересов и замалчивания разногласий. Эту стратегию можно считать разумной, если предмет спора менее важен для человека, чем сохранение хороших отношений с оппонентом.
3 – «Противоборство»
Настойчивое стремление отстоять свою позицию, открыто борясь за свои интересы и занимая жёсткую, непримиримую позицию в случае сопротивления. Существенным недостатком данной стратегии является подавление противоположной стороны и возможность повторных вспышек конфликта из-за ухудшения взаимоотношений.
4 – «Компромисс»
Желание урегулировать разногласия, идя на уступки, в обмен на встречные шаги другой стороны. Поиск компромиссных решений, при которых никто не остаётся в большом проигрыше, но и не получает существенной выгоды. Однако при таком способе урегулирования потребности обеих сторон, никто не будет удовлетворен в полной мере.
5 – «Сотрудничество»
Поиск решений, которые полностью удовлетворят интересы обеих сторон в процессе открытого обсуждения. Совместный и честный анализ разногласий во время поиска решений. Сотрудничество считается самым эффективным способом разрешения конфликтов, так как совместное решение проблемы приводит к удовлетворению потребностей всех сторон. Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы. Кратко установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».
Для формирования дружного и сплоченного коллектива в группе можно следовать следующим простым рекомендациям
Желаю удачи в новом учебном году!