Размер::
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Знаменательные даты в мире музыки

На кафедре инфекционных болезней КемГМУ 7 ноября состоялся кураторский час со студентами 1409, 1410, 1411, 1412 групп лечебного факультета, посвящённый юбилейным памятным датам: 185-летию со дня рождения русского композитора Александра Порфирьевича Бородина и 180-летию со дня рождения французского композитора Жоржа Бизе.

С большим вниманием на кураторском часе было заслушано сообщение Федора Кононова (студента 1409 группы) о жизни и творчестве Александра Бородина, как композитора, несколько заслонив его облик врача и учёного. А. Бородин был удивительно многогранной личностью: гениальным композитором, талантливым химиком и врачом, активным общественным деятелем и педагогом. Окончив в 1855 году Медико-хирургическую академию с похвальным отзывом, А.П. Бородин поступает на работу в качестве врача в госпиталь и становится ассистентом кафедры общей патологии и терапии, а в 1858 году защищает диссертацию на степень доктора медицины. И в историю отечественной науки он вошел и как создатель целой научной школы, автор десятка работ и исследований, завоевавших мировое научное признание при его жизни. А. Бородин создал истинные музыкальные шедевры – опера «Князь Игорь», русские классические симфонии (первая, вторая симфония – Богатырская), романсы и др. произведения.

25 октября – 180 лет со дня рождения французского композитора Жоржа Бизе (1838-1875 гг.). Ксения Кулагина (студентка 1409 группы) познакомила с творчеством композитора периода романтизма и музыкальными фрагментами его известных произведений: романсов, фортепианных пьес, отрывками из опер. Марш Тореодора, хабанера, сюита-тореро из оперы «Кармен» известны даже самому не заинтересованному музыкой человеку. Опера «Кармен» – это шедевр, в котором отражены музыкальные стремления целой эпохи. Не ошибся П. И. Чайковский, предположив, что «Кармен» станет самой известной оперой в мире. «У любви как у пташки крылья» – первая мелодия, возникающая в памяти при упоминании трагической любовной истории молодой цыганки. В свои 36 лет жизни Жорж Бизе не успел создать собственной музыкальной школы и не имел каких-либо явных учеников или последователей. Его произведения — это образец духовности и благородства человеческой натуры. Преждевременная смерть Бизе в самом начале расцвета его зрелого творчества оценивается как значительная и невосполнимая потеря для мировой классической музыки.

Свое отношение к творчеству великих композиторов, к вопросу о роли музыки в жизни будущего врача изложил преподаватель кафедры, к.м.н., тонкий ценитель и любитель классической музыки – Юрий Эдуардович Мысливец. Он уверен, что элементом искусства у врача является врачебная интуиция, для появления и развития которой необходимо обладать ассоциативной логикой, а это более всего развивает именно музыка. Каждый врач подобен творцу, занятому необычайно сложным делом, требующим мобилизации всех интеллектуальных сил, творческих способностей, умения сочетать конкретное (образное) и ассоциативное мышление. И в процессе общения с больным врач формирует образ болезни данного пациента. Каждый такой образ многолик и по-своему обладает определенным звуком, тональностью. И врач должен уметь «услышать» в больном не только «звучание» основного симптома, но и его разнообразные вариации.

Медицина и музыка исторически раньше всего стали постоянными и неизбежными спутниками человека. Вероятно, это отражение неразрывного единства музыки и медицины сформировалось с незапамятных времен. Начиная с XIII века на медицинском факультете в Париже, студенты-медики должны были обязательно быть аттестованными по различным видам искусства. В то время это означало, что каждый будущий врач во время обучения должен был пройти курс теории музыки.

Преподаватели кафедры уверены, что идея проведения подобных мероприятий во время учебного процесса дает будущему врачу не только определенный объём знаний и практических навыков, но и формирует его как личность, способную соединить профессиональную подготовку с высокими человеческими качествами, что и создает облик врача. И действительно, музыка всегда вдохновляет врача в овладении и совершенствовании им врачебного искусства.